Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Законы построения изображения

Все зеркала можно отнести к приборам, которые изменяют направление распространения или конфигурацию светового пучка (рекомендуется обратить внимание учащихся на тот факт, что падающий пучок света имеет вершину — светящуюся точку, из которой исходят лучи света, а отраженный пучок такой вершины не имеет).

— Какой угол называют углом падения? Углом отражения?

4. Юный рыбак, сидя на берегу озера, видит на гладкой поверхности воды изображение утреннего Солнца. Куда переместится это изображение, если он будет наблюдать его стоя?

Урок 33. Построение изображения в плоском зеркале

1. Чему равен угол падения луча на плоское зеркало, если угол между падающим лучом и отраженным равен 60°?

Точки, в которых пересекаются световые лучи (или их продолжения), исходящие из точечного источника света называются изображениями этого источника света.

3. Почему окна домов днем всегда кажутся более темными, чем стены дома, даже если стены окрашены в темный цвет?

В заключение урока необходимо научить ребят строить изображение точки и предмета в плоском зеркале и находить область видения предмета в плоском зеркале.

Изображение S 1 точечного источника S — мнимое изображение (см. рис. 177). Термин «мнимое» выражает тот факт, что там, где мы видим это изображение, пучки света на самом деле не сходятся, и лишь свойство нашего глаза собирать на сетчатке расходящиеся пучки света дает ощущение видимости «мнимой» светящейся точки. Световая энергия в эту точку не поступает.

На столе лежит зеркало. Как изменится изображение люстры в этом зеркале, если закрыть половину зеркала? Как изменится область, из которой можно увидеть изображение люстры?

Поурочные разработки по программе С. В. Громова, Н. А. Родиной

При этом «правое» преобразуется в «левое» и наоборот, а «верх» и «низ» не меняются местами.

Лишенная нюансов и окончательной отделки композиция может показаться интересной только на первый взгляд, при более подробном рассмотрении, станут заметны острые углы, неплотная подгонка частей, однообразие – все это производит впечатление неряшливости. И наоборот, обнаруживая все новые и новые детали, запрятанные дизайнером, мы получаем интеллектуальное удовольствие. Большинство этих открытий происходит подсознательно – мы не можем отследить какие сложные подсчеты и сравнения проводит наш мозг, рассматривая понравившийся нам объект, и потому не всегда можем понять, почему он нам нравится.

Многомерный контраст – контраст по нескольким параметрам сразу: например, форма и цвет

(статика в композиции) — создает впечатление неподвижности. Предполагает отсутствие диагональных линий и криволинейных поверхностей. Композиция строится на преобладании горизонтальных элементов.

Подчинение всех элементов изображения доминанте (главному элементу в композиции).

Законы композиции применяются для всех художественных произведений искусства. Если нарушается один из законов — нарушается гармония (согласованность частей изображения, форм, линий и цветовых пятен). Существуют три основных закона композиции: закон целостности, равновесия, соподчинения.

Доминанта – это главный элемент композиции, которому подчиняются все остальные. На рисунке Кроме цвета и размера доминанта также может выделятся своей необычной формой.

Объединение элементов, частей в единое целое. Цельное произведение – это законченное произведение, в нем ни хочется ничего добавить и убрать. Благодаря соблюдению этого закона произведение воспринимается как единое неделимое целое, а не как сумма разрозненных элементов

Одномерный контраст – контраст только по одному параметру, например по форме

Такое состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой. Уравновешенная композиция выглядит гармонично.

Нюанс (фр.) – тонкое различие, едва заметный переход. Различают нюансы по форме, размеру, цвету, фактуре и т. д

Контраст (фр.) — противопоставление в композиции (по цвету, фактуре, по форме, по размеру и т.д.).Контраст, это не только лобовое противопоставление «черного» и «белого». Он может иметь ступени, оттенки, градации. Но пределы все-таки существуют, нижний это «почти одинаковость», а верхний, это бессвязность.

Композиционную гармонию мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму и представляют собой органически законченную композицию.

т. О — оптический центр линзы О1,О2- главная оптическая ось т. F — фокус линзы ( точка в которой пересекаются после преломления в линзе лучи или продолжение лучей, падающие на линзу параллельно главной оптической оси) F – фокусное расстояние

Скорость распространения света в первой среде 225·10 м\с, во второй среде 200·10 м\с. Луч падает на поверхность раздела двух сред под углом 30. определить угол преломления и относительный показатель преломления. 6 6

Определить угол между лучами после их отражения от зеркала S

Закон прямолинейного распространения света свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно

Геометрическая оптика- раздел оптики, изучающий законы распространения световой энергии в прозрачных средах на основе представлений о световом луче

Отражение света зависит от рода вещества, состава поверхности, состава излучения, угла падения

Световой луч- линия, указывающая направление распространения световой энергии Принцип Гюгенса каждая точка среды, до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн

Полное отражение n1> n2 ( из оптически более плотной в оптически менее плотную) Угол падения, соответствующий углу преломления 90, называется предельным углом полного отражения

Изображение в плоском зеркале Мнимое Равное Прямое Симметричное На том же расстоянии, что и предмет

Линза- прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями

n — относительный показатель преломления второй среды относительно первой n1, n2- абсолютные показатели преломления ( свет идёт из вакуума в данную среду)

Оптика. Законы отражения и преломления света. Линзы. Построение изображения в линзах

Луч , идущий через оптический центр, не преломляется. Мы возьмём произвольный луч , построим точку , в которой преломлённый луч пересекается с лучом , а затем покажем, что положение точки не зависит от выбора луча (иными словами, точка является одной и той же для всевозможных лучей ). Тем самым окажется, что все лучи, исходящие из точки , после преломления в линзе пересекаются в точке и теорема об изображении будет доказана для рассматриваемого случая .

Так выглядит формула линзы для рассеивающей линзы.

Посмотрим ещё раз на выражение ( 5 ). Его можно записать в несколько ином виде, более симпатичном и запоминающемся. Перенесём сначала единицу влево:

Сперва рассмотрим собирающую линзу. Пусть — расстояние от точки до линзы, — фокусное расстояние линзы. Имеются два принципиально разных случая: и (а также промежуточный случай ). Мы разберём эти случаи поочерёдно; в каждом из них мы

Тем самым мы установили важный факт: изображением отрезка лужит отрезок . Отныне исходный отрезок, изображение которого нас интересует, мы называем предметом и обозначаем на рисунках красной стрелочкой. Направление стрелки нам понадобится для того, чтобы следить — прямым или перевёрнутым получается изображение.

Ну а если точка лежит на главной оптической оси, то деваться некуда — придётся довольствоваться лучом, падающим на линзу наклонно (рис. 9 ).

Если же точка лежит на главной оптической оси, то удобный луч остаётся лишь один — идущий вдоль главной оптической оси. В качестве второго луча приходится брать «неудобный» (рис. 3 ).

Построение изображения с помощью этих лучей показано на рис. 2 .

Соотношение (7) называется формулой тонкой линзы (или просто формулой линзы). Пока что формула линзы получена для случая собирающей линзы и для . В дальнейшем мы выведем модификации этой формулы для остальных случаев.

Тонкие линзы

Практическая важность теоремы об изображении состоит вот в чём. Коль скоро все лучи источника пересекаются после линзы в одной точке — его изображении — то для построения изображения достаточно взять два наиболее удобных луча. Какие именно?

Величина , вычисляемая по формуле (10) , не зависит также от расстояния между точкой и главной оптической осью. Как и выше (вспомните рассуждение с точкой ), это означает, что изображением отрезка на рис. 9 будет отрезок .

Такая ситуация реализуется, например, в диапроекторах и киноаппаратах — эти оптические приборы дают на экране увеличенное изображение того, что находится на плёнке. Если вам доводилось показывать слайды, то вы знаете, что слайд нужно вставлять в проектор перевёрнутым — чтобы изображение на экране выглядело правильно, а не получилось вверх ногами.

Рисование и живопись

Приёмы построения помогают создать необходимую композицию. Вы, наверное, уже слышали такие эпитеты по отношению к композиции как: центральная, диагональная, неуравновешенная, статичная, динамичная, замкнутая, разомкнутая и так далее. Так вот это всё обусловлено приёмами построения. Теперь немножечко о приёмах построения изображения. В изображении всегда можно выделить сюжетный центр (его ещё называют центром композиции, или главным объектом композиции). Если этот центр располагается в центре изображения, или растянут вдоль центральных (срединных) осей изображения, то такая композиция будет центральной, а значит статичной (при условии, что другие закономерности восприятия не мешают этому построению).

Теперь, что такое замкнутая композиция и разомкнутая. Большинство кадров не статичны, то есть в них присутствует движение. Если это движение (имеется в виду движение взгляда) уходит вглубь кадра, то это замкнутая композиция, а если вылетает за границы кадра – то разомкнутая. На примере пейзажа. Если снят простор, а небо к верху высветляется, то взгляд как бы вылетает за пределы кадра, и этот простор кажется очень широким. Ещё в советские времена считалось, что небо не должно «вылетать», и его старательно притемняли до неправдоподобности, особенно, если оно было чистым и светлым (кстати, выросло это из технологических особенностей классического чёрно-белого процесса). Отсюда выросло и неуёмное стремление современных цифровиков к уплотнению неба на своих кадрах. Это есть не что иное, как приём драматизации изображения. Когда это делается в меру, то это эффектно, а когда не в меру (а в большинстве случаев именно так и бывает), то пейзаж убивается и на его месте возникает фантазия автора, иногда даже очень привлекательная, но далёкая от жизни. Благо фотошоп даёт достаточно возможностей для разгула фантазии. Главный парадокс фантазийных картинок заключается в том, что все они, вопреки их большой эффектности и привлекательности для зрителя, существенно мельче, по глубине проникновения в Суть, чем мастерское воссоздание ощущений от истинного творения Господа, что гораздо сложнее, но менее эффектно, чем банальная драматизация. Немножко отвлёкся, что поделаешь – западная система давит, как ей не ответить.

Диагонали считаются наиболее динамичными линиями, причём из левого нижнего в правый верхний – восходящая, а из левого верхнего в правый нижний – нисходящая.

Итак, что же такое композиция? Композиция (от лат. Compositio – составление, связывание), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. Это определение из «Советского энциклопедического словаря». Ну, а теперь, что называется, своими словами. Композиция это взаимосвязь отдельных элементов изображения, обусловленная его компоновкой, создающая целостность этого изображения с точки зрения его сути.

Движение по прямой линии или ломанной (например, треугольник) и по дуге воспринимаются по-разному. В первом случае оно будет коротким и резким, а во втором – растянутым и живым. Это относится не только к движению объектов, а и к движению взгляда по кадру вдоль соответствующих линий. Вот вам ещё одно средство для создания нужных ощущений.

Есть ещё такой приём компоновки изображения, который называется «принцип золотого сечения». Если каждую сторону изображения разделить на три равных части и через эти восемь точек деления провести линии, параллельные сторонам, то эти линии пересекутся в четырёх точках, а прямоугольник кадра будет поделён на девять равных частей. Рекомендуется размещать наиболее значимые объекты в районе этих четырёх точек, а противоположные прямоугольники уравновешивать между собой, тогда композиция будет уравновешена. На начальном этапе обучения, я бы рекомендовал порисовать эти линии на своих работах, особенно пейзажных, для лучшего осознания влияния компоновки на восприятие фотографии. В дальнейшем просто вырабатывайте в себе чувство равновесия в кадре, ведь на это равновесие влияет очень много факторов, большинством из которых можно управлять на разных стадиях создания изображения. Только прислушавшись к своему восприятию можно понять, какие факторы доминируют в данный момент, математически это не вычисляется.

Что касается динамики, то она почти всегда присутствует, если вдали от центра изображения есть какой-то объект или пятно ни чем не уравновешенные, или не достаточно уравновешенные с противоположной стороны. Кроме того, расположение значимых объектов вдоль наклонных линий тоже создаёт динамику.

Что касается цельности изображения, то принято считать, что должен быть один композиционный центр, иначе они начинают спорить и возникает желание разрезать кадр на два равнозначных. Разумеется, это имеет смысл в чистом виде, как и все остальные закономерности восприятия. Под эту закономерность попадает и симметрия вдоль одной оси, например, линия горизонта по середине кадра. В 99 случаях из ста надо стремиться к цельности изображения – это важно. Целостность сильно страдает, когда в изображении присутствует, так называемый «фотографический мусор», то есть детали изображения, которые противоречат замыслу и восприятию. В пейзаже это всякие ветки, травинки, торчащие не на месте или не так. В портрете это может быть излишняя детализация заднего плана или лица. Это, кстати, самая распространённая ошибка начинающих или не желающих совершенствоваться фотолюбителей.

При съёмке вам поможет расфокусированный взгляд на кадр. При окончательной компоновке (а это кадрировка, тональная, цветовая, общая и местная коррекция) этот метод вам тоже поможет. С его помощью вы выстраиваете композицию, а не просто компонуете цельное изображение.

Существует огромное количество оговорок, при которых центральность перестанет быть статичной, ну, например, на одной из центральных осей располагается вытянутый от края до края объект, цвет которого меняется от тёмно-зелёного до светло-жёлтого. Вот вам и динамика в статичном построении. Ещё, не надо путать статичность композиции с её уравновешенностью. Уравновешенная композиция может иметь внутреннее движение, то есть не будет статичной.

Что касается понятия «равновесие в кадре», то тут всё просто. Представьте себе чистый светло-серый кадр вытянутый вертикально, а теперь поместите вверху по вертикальной оси чёрный шар. При взгляде на такую картинку будет казаться, что шар падает – равновесие отсутствует. А теперь поместите этот шар на той же оси, но внизу. Шар спокойненько лежит и ни куда не хочет двигаться – вот вам и устойчивая композиция, равновесие. Я намеренно не рисую вам материальную картинку, дабы вы учились воспринимать воображением, в данном случае это просто.

Результат очень сильно зависит от компоновки, а перемещение в пространстве камеры заметно влияет на эту компоновку. Кроме того, даже стоя на одной и той же точке, просто чуть-чуть вращая камерой или используя разные фокусные расстояния объективов (проще всего – зум) получишь очень разные кадры.

Рассмотрим еще случай, когда необходимо построить изображение точки, расположенной на главной оптической оси. Трудность заключается в том, что все три «удобных» луча сливаются в один луч SF, совпадающий с главной опт и ческой осью. Поэтому необходимо определить ход произвольного луча SB (рис. 8.38), попавшего на линзу в точке В.

Нам уже известно, что все лучи, вышедшие из какой-либо точки предмета, пройдя сквозь линзу, пересекаются также в одной точке. Именно поэтому тонкая линза дает изображение любой точки предмета, а следовательно, и всего предмета в целом.

2) луч, падающий на линзу параллельно главной оптической оси;

1) луч, проходящий через оптический центр;

Свойства тонкой линзы определяются главным образом расположением ее фокусов. Это означает, что, зная расстояние от источника света до линзы и ее фокусное расстояние (положение фокусов), можно найти расстояние до изображения, не рассматривая ход лучей внутри линзы. Поэтому нет необходимости изображать на чертеже точный вид сферических поверхностей линзы. Собирающую линзу обозначают символом, показанным на рисунке 8.35, а рассеивающую — символом, приведенным на рисунке 8.36.

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Мякишев Г. Я., Физика. 11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. В. Буховцев, В. М. Чаругин; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. — 17-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2008. — 399 с : ил.

Для построения изображения можно использовать два из трех «удобных» лучей.

Построим изображение предмета АВ (рис. 8.37). Чтобы найти изображение точки А, направим луч АС параллельно главной оптической оси. После преломления он пройдет через фокус линзы. Другой луч — AD можно направить через фокус. После преломления он пройдет параллельно главной оптической оси. В точке пересечения этих двух преломленных лучей будет находиться изображение А1 точки А. Так же можно построить и все остальные точки изображения. Не следует только думать, что изображение создается двумя или тремя лучами; оно формируется всем бесчисленным множеством лучей, вышедших из точки А и собравшихся в точке А1. В частности, в точку попадает луч АОА1, прошедший через оптический центр О линзы. Таким образом, для построения изображения точки можно использовать любые два из трех «удобных» лучей, ход которых через линзу известен:

Видео по физике скачать, домашнее задание, учителям и школьникам на помощь онлайн

Для построения изображений, получаемых с помощью собирающей линзы, фокусы и оптический центр которой заданы, мы будем пользоваться в основном тремя видами «удобных» лучей.

Изображение предмета АВ в этом случае будет действительным, перевернутым, увеличенным.

для рассеивающей линзы, мнимых источника и изображения, фокусное расстояние, расстояние от предмета до линзы и от линзы до изображения считают отрицательными.

Условное обозначение рассеивающей линзы

В свою очередь выпуклые линзы делятся на три вида — плоско выпуклые, двояковыпуклые и вогнуто-выпуклая; а вогнутые линзы подразделяются на плосковогнутые, двояковогнутые и выпукло-вогнутые.

– Линзы делятся на собирающие и рассеивающие.

Вообще, слово линза — это слово латинское, которое переводится как чечевица. Чечевица — это растение, плоды которого очень похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, и стали называть линзами.

Закон преломления света звучит следующим образом: луч падающий, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный к границе раздела двух сред в точке падения луча, лежат в одной плоскости.

Во-первых, проведем побочную оптическую ось, параллельную нашему лучу AK.

Во-первых, это лучи, идущие параллельно главной оптической оси, т.к. после преломления в линзе, они проходят через ее главный фокус (или проходят их продолжения).

Любая прямая, проходящая через оптический центр линзы, называется оптической осью.

Законы построения изображения

Оптический центр линзы — это точка, пройдя через которую лучи не испытывают преломления.

Итак, в современном понимании, линзы — это прозрачные тела, ограниченные криволинейными поверхностями. Чаще всего используются сферические линзы, у которых ограничивающими поверхностями выступают сферы или сфера и плоскость. В зависимости от взаимного размещения сферических поверхностей или сферы и плоскости, различают выпуклые и вогнутые линзы.

Для начала рассмотрим случай, когда предмет находится за двойным фокусом линзы.

1.3. Выполнить наглядное (аксонометрическое) изображение четверти.

Пример построения третьей проекции точки по двум заданным

Систему плоскостей p1, p2, p3 можно соединить с системой декартовых координат, что дает возможность задавать объекты не только графическим или (вербальным) образом, но и аналитическим (с помощью цифр).

Для преобразования пространственного изображения в плоскостное считают, что плоскость p2 – неподвижна, а плоскость p1 вращается вокруг оси x так, что положительная полуплоскость p1 совмещается с отрицательной полуплоскостью p2, отрицательная часть p1 – с положительной частью p2.

1.4. Отложить координаты точки на осях АХ, АY, АZ.

2.1. Определить по координатам четверть, в которой расположена точка.

Плоскость p3 вращается вокруг оси z (линии пересечения плоскостей) до совмещения с плоскостью p2 (см. рис. 2.31).

положение проекций точки относительно плоскостей проекций (равноудаление, ближе, дальше).

1.2. Определить четверть, в которой расположена точка.

Плоскости p1, p2 и p3 вместе с изображенными на них проекциями, образуют плоскостной комплексный чертеж или эпюр.

равноудаленность проекции от плоскостей проекций;

Изображение пространственного образа на эти плоскости получается с помощью прямоугольного (ортогонального) проецирования.

Proudly powered by WordPress