Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Законы организации менеджмента

Как жизнь природы и людей, жизнь организации подчиняется определенным законам.

5. Организационная культура, представляющая собой единство норм по­веления и ценностей коллектива, с одной стороны, и соответствую­щих материальных элементов — с другой. Культура организации счи­тается сегодня фактором конкуренции первого порядка.

Условия эти могут быть самыми разными — мате­риальными (помещения, мебель, компьютеры); экономическими (денежные средства); правовыми (разного рода документы — прика­зы, инструкции, договоры).

Внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) организации формируется в процессе ее деятельности и меняется со временем. Среда меняется, если меняется продукт, рынки, стратегия и т. д.

3. Социотехническая структураэто совокупность рабочих мест, объединяющая работников пространственно и технологиче­ски. Она интегрирует жесткую техническую и гибкую социальную структуры.

Основным элементом организации, определяющим ее ха­рактер, основные цели, направленность развития, является коллектив. Расширение рыночных отношений ведет к усилению роли орга­низаций в жизни общества. Сегодня в большинстве случаев люди вступают в хозяйственные отношения между собой не от собственно­го имени, а как представители организации (они могут быть владель­цами, руководителями, сотрудниками).

6. Устойчивость, то есть способность функционировать и развиваться в условию внешних и внутренних возмущающих воздействий, сохраняя при этом равновесие

Естественно возникшие организации поначалу обычно являются неофициальными, т. е. юридически неузаконенными. Связи между их участниками носят неформальный характер; иными словами, не предписаны заранее.

Первичность означает, что организация для объединяемых ею людей выступает как нечто внешнее, возникшее и существующее независимо от них. Включаясь в уже действующую организацию, люди признают ее главенство над собой, невозможность влиять на решение принципиальных вопросов; подчиняются ее требованиям и правилам. Примером первичной организации может служить армия.

Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности образуют организацию.

Первые (естественные) вырастают как бы сами по себе и ориентированы на ре­шение собственных проблем создателей (клуб по интересам).

Законы организации

2. Второй закон организациизакон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными. Например, разделения — объединением, специализации — универ­сализацией, дифференциации — интеграцией, и наоборот. Это по­зволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а, следо­вательно, также существенно увеличить общие возможности.

— эффективному контролю над порядком в организации;

Менеджмент как наука и сфера деятельности человека создается, действует и развивается на основе собственных законов. Законы менеджмента выступают как основа создания и функционирования организаций. Законы фиксируют единство и общность явлений. Законы менеджмента объективны. Их действие проявляется только в деятельности человека. Законы менеджмента не отрицают сущности и объективного характера экономических законов.

Основные и специфические законы организации. Ключевые принципы закона развития. Виды адаптации организации. Стратегии поддержания на высоком уровне или увеличения положительного ресурса организации. Определение закона информированности-упорядоченности.

Закон инерции проявляется в отношениях, формируемых прямыми и обратными связями, а также критериями гибкости и адаптивности.

Законы менеджмента

Суть его заключается в том, что на всех уровнях управления организацией воздействие со стороны каждого ее уровня, кроме низшего, должно распространяться непосредственно только на объекты ниже находящегося уровня, а для прочих уровней оно сводится к определению некоторых ограничений, применяемых к деятельности подчиненных объектов. К классу воздействий внутреннего характера относятся формально не отрегулированные отношения, а также все неформальные отношения.

Можно выделить следующие законы менеджмента: закон общности целей, закон разделения труда, закон внешнего дополнения, закон инерции, закон экономии времени.

1. Внешнее дополнение следует рассматривать с двух сторон:

Сущность закона Мерфи — принципа, состоящего в том, что если какая-нибудь неприятность может случиться, то она случается. Современная система управления через призму законов Мерфи. Действие законов Мерфи на практике на примере группы компаний «Автоград».

Этот закон отражает сущность менеджмента как вида деятельности человека, содержание этого закона входит такая категория, как специализация управления.

В соответствии с данным законом организация должна обеспечивать свое сохранение в любом случае и в любом виде, т. е. организация может быть реорганизована, но не исчезнет.

5.Смирнова В.Г., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Антонов В.Г. Организация и ее деловая среда. Модульная программа для менеджеров. Модуль 2. М.: ИНФРА-М, 2010.

Таким образом, действие закона инерции обеспечивает организации состояние постоянного совершенствования. Отсюда следует, что закон инерции по характеру своего воздействия на менеджмент поглощает выделяемый в литературе закон постоянного совершенствования и превращает его в принцип.

Закон общности целей. Предполагает, что эффективная совместная деятельность людей в организации возможна лишь при наличии общей цели. И, напротив, отсутствие общей цели делает работу людей бессмысленной.

Диверсификация производства и управления. Диверсификация производства проявляется в освоении новых областей и сфер, расширении ассортимента и преобразовании предприятий на многоотраслевые комплексы. Соответственно, диверсифицированное предприятие нуждается в диверсификации управления.

Тема 2

Закон экономии времени в управлении. Он направлен на повышение эффективности управленческой работы, уменьшение трудоемкости через внедрение передовых методов и приемов работы.

Принципы (лат. principium – начало, основа) менеджмента – основные правила, идеи, нормы поведения, разработанные управленческой наукой и практикой, соблюдение которых гарантирует эффективное управление производственно-хозяйственной и социальной деятельностью организации.

соответствовать законам менеджмента, развития природы и общества;

Выделяются следующие законы менеджмента:

В отличие от объективных закономерностей менеджмента принципы менеджмента формулируются субъективно, но с учетом действия закономерностей. Разрабатывая принципы менеджмента, нужно учитывать следующие положения:

Принцип экономичности. Организации создаются для достижения определенных целей. Чтобы это делать успешно в течение длительного времени, организация должна быть эффективной и экономичной. Эффективность измеряет достижение целей организации в условиях действия внешней среды. Вообще эффективность является отношением результата к затратам. Таким образом, эффективным считают менеджмент (E), который обеспечивает максимизацию отношения результата (R) к затратам (І):

Закон оптимального сочетания централизации и децентрализации управления. Он призван сформировать оптимальный уровень делегирования полномочий высшего руководства низшим уровням с целью достижения высоких результатов и благоприятного психологического климата в организации.

Закон специализации управления. Предусматривает распределение управленческой деятельности на основе применения частных функций менеджмента и таких категорий, как полномочия, компетентность, ответственность и т.п..

Соотносительность управляющей и управляемой систем. Она состоит в достижении пропорций между всеми элементами управляемых и управляющих систем при их формировании и в процессе функционирования. Поскольку управляющая и управляемая системы беспрерывно взаимодействуют, то структура и процессы управляемой системы определяют структуру и движение управляющей, что проявляется в усовершенствовании форм и методов управления.

Сущность, природа и роль принципов менеджмента в достижении цели организации.

Очевидно, что на развитие фармацевтических организаций оказывают влияние объективные законы (табл. 2.1), причем степень их влияния различна на каждом этапе жизненного цикла (рис. 32)

На этапе зрелости продолжается систематический сбалансированный рост, освоение новых ниш фармацевтического рынка и т.д. Если организации удается закрепиться на рынке, to она может перейти к этапу стабилизации, характеризующемуся сохранением достигнутых результатов.

Ни одна организация не может слишком долго оставаться в ОДНО” и том же состоянии, а всегда проходит несколько этапов ыюего развития, каждый из которых, как правило, сменяется следующим.

На этапе роста приоритетным является закрепление на рынке дальнейшее расширение сегментов, совершенствование организационной структуры, подготовка и привлечение новых специалистов, рост прикрепленной мелкорозничной сети, увеличение объема реализации продукции и др.

°Циально-психологического климата; закон информированности (упорядоченности). Порядок *еятельности членов организации определяется степенью их информированности. Этот закон утверждает, что главным Связующим элементом системы является упорядоченная ин- п°РМация. Упорядоченность — характеристика системы, отра- ‘Иющая наличие определенным образом установленных взаимосвязей, обеспечивающих порядок, организованность во ,Сем, устойчивость ее функционирования. Достигнутую упорядоченность характеризуют с помощью количественных качественных оценок. Например, упорядоченность можно ь принципе признать полной, если при ее оценке учтены следующие три аспекта: установлены границы системы и ее структура; определены переменные компоненты системы61 сформулированы порядок взаимодействия компонентов системы и системы с внешней средой, формы, методы и средства получения, обработки, хранения и передачи информации.

« ] іь, которую все члены группы принимают как общую; знанная совместная работа членов группы для достижения важной для всех цели.

Кроме перечисленных, рассматривают и другие характеристики: ресурсы, взаимосвязь с внешней средой, горизонтальное и вертикальное разделение труда, необходимость координации деятельности, организационную культуру.

ТгТОЙЧиВОСТЬЮ. Суммарная устойчивость системы по отноше- У ю к данной среде есть сложный результат частичных устойчивостей разных частей этой системы по отношению к направленным на них воздействиям». Как правило, система подвергается неравным и неравномерным воздействиям в разных своих частях, поэтому устойчивость системы (целого) зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент; чакон онтогенеза (развития), сущность которого заключается в том, что каждая система проходит все стадии жизненного цикла — от зарождения через становление и развитие до разрушения.

Глава 2 ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Поняг ї «организация» произошло от французского «organi- ation trganizer» — «устраивать создавать, объединять, упоря- очив ь, сплотить».

Полный жизненный цикл организации включает в себя восемь взаимосвязанных этапов: создание (31), становление (32), рост (33), зрелость (34), стабилизация (35), спад (36), кризис (37) и ликвидация (38).

чякон наименьших, который гласит: «Структурная ус- ЙЧИГ ‘ть целого определяется наименьшей его частичной

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения главной цели.

Proudly powered by WordPress