Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Законы морали и нравственности

Не следует однако, думать, что тривиальное quod tibi non vis fieri etc. может здесь служить путеводной нитью или принципом. Ведь это положение, хотя с разными ограничениями, только выводится из принципа; оно не может быть всеобщим законом, так как не содержит в себе ни основания долга по отношению к самому себе, ни основания долга любви к другим (ведь некоторые охотно согласились бы, чтобы другие не делали им добра, лишь бы не надо было оказывать другим благодеяний), ни, наконец, основания долга из обязательства по отношению друг к другу; ведь преступник, исходя из этого, стал бы приводить доводы против своих карающих судей и т. д.

В Коране золотое правило не встречается, но оно есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе»

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Эту заповедь иудейские мудрецы считают основной заповедью иудаизма.

Иммануил Кант формулирует близкий к своему знаменитому категорическому практический императив:

Согласно известной притче иудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к Шаммаю (он и Ѓиллель (Вавилонский) были двумя ведущимираввинами своего времени) и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шаммай прогнал его прутом. Когда этот человек пришел к рабби Ѓиллелю, Ѓиллель обратил его в иудаизм, изрекши свое золотое правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное — пояснения; теперь иди и учись»

Законы морали и нравственности

В Евангелии от Луки:( просто читать) «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6:31).

В Послании к Галатам:( просто читать) «весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:13-15).

Золотое правило нравственности издревле известно в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе многих мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства и античной философии и является основополагающим мировым этическим принципом.

В Послании к Римлянам:( просто читать) «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай [чужого] и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:8-10).

В Пятикнижии:«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18).

Мыслитель Xристиан Томазийвыделяет три формы «золотого правила», разграничивая сферы права, политики и морали, называя их соответственно принципами права (justum), приличия (decorum) и уважения (honestum):

Закон нравственности

Поэтому мы не можем жить безнравственно, так как любая наша мысль и каждое действие имеют последствия, которые нельзя предугадать и которые разрушающе действуют на окружающее пространство и на нашу судьбу (карму). Сегодня в мире происходят разные катастрофы, землетрясения, цунами и т. д. Многие ищут зло в политических, экономических и других системах, но это все заблуждения, так как главная и основная причина всех трагедий заключена в полном пренебрежении законами, которые даны нам свыше. Одним из основополагающих из этих законов является закон нравственности.

Особенно разрушающе действует энергия, вызванная нарушением социальной справедливости, угнетением одного слоя общества другим.

Люди уже созрели для понятия и осознания того, что физический мир – это зеркальное отображение глубинного высшего разума.

Люди, постоянно нарушая закон нравственности, способствуют тем самым развитию такой науки, достижения которой ведут к нашему уничтожению. То есть не управители государства, не научные достижения определяют ход развития общества, а люди в большинстве своем определяют то управление страной и такое развитие науки, которых они заслуживают.

Закон нравственности дан нам свыше (приведен в Библии, в других священных книгах). Уже многие века справедливость этого закона доказывается жизнями многих людей и цивилизаций.

«Великая трагедия современного человечества состоит в том, что из поколения в поколение, воспитываемое в мире ложных представлений о мироздании и о Творце, оно не может само выйти из созданного им заколдованного круга заблуждений. Причина в том, что из воспитания человечества изъят главный рычаг совершенствования, главный фактор развития жизни – воспитание духа. Человечество переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за непонимания истинных ценностей. Экономическое обнищание есть результат обнищания духовного» (А. Клизовский).

Сегодняшняя жизнь показывает, что наука без нравственности – это механизм уничтожения человечества. «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед» (Аристотель).

Пока человек не может понять простейшего: незримые миры, истинные знания доступны ему настолько, насколько позволяет он сам, точнее, его душа, ее чистота.

Нравственность есть основа бытия, поэтому нарушение этого закона приводит к разрушению всего живого.

Стяжательская, агрессивная – с одной стороны, и энергия возмущения и отчаяния – с другой.

Все, происходящее в космосе, влияет на нас, и мы все связаны друг с другом во всем и влияем на космос (Вселенную, Землю).

Наконец-то люди должны понять, что творить доброе, вечное, проявлять сострадание к людям, самоотверженно трудиться для общего блага нужно не потому, что так «Творец велел», а потому, что такая деятельность будет соответствовать законам природы. Это будет создавать творческую энергию прежде всего вокруг самого человека. Эта энергия, созданная один раз, не уничтожается, а живет своей жизнью и притягивается к людям с соответствующими вибрациями, потому что благая энергия очищает пространство.

В-третьих,мораль, апеллируя к человеку в целом, немыслима без целостного, интегрирующего осмысления каждого конкрет­ного социального факта, поступка. Для морали смысл конкрет­ной ситуации, выбора решения — в их неповторимости, уникаль­ности. В противоположность этому право исходит из соображе­ний о типичном, стандартном в действительной социальной жиз­ни. Этот тип ситуаций порожден не внутренней жизнью людей, а их внешними отношениями между собой, что требует точного определения границ деятельности каждого субъекта. Иной воз­можности приравнять людей в их взаимоотношениях нет.

Своеобразием, спецификой взаимодействия нравственности и права является и то, что некоторые нравственные нормы могут превращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи становятся нравственными нормами, традициями; нормы, содержащиеся ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых становится добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать в самые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с поведением лю­дей в широких областях их социального взаимодействия. Учиты­вая это, а также принимая во внимание «универсальность» мора­ли, ее «вездесущий», «всепроникающий» характер, можно сделать вывод о том, что нельзя разграничивать право и мораль по пред­метным сферам их действия. Как уже отмечалось, право возника­ет и действует, прежде всего, в таких специфических сферах, как отношения собственности и политической власти, однако они не обособлены от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы указанных отношений. Поэтому стоит подчеркнуть, что право и мораль не имеют специфических предметно или пространственно обособленных сфер общественных отношений, а действуют совместно в территориально едином поле социальных связей. Отсюда общность, тесное взаимодействие права и морали. Тесная связь права и морали, определяющаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина действия права и морали может быть выявлена лишь в результате конкретно-исторического анализа.

Мораль формируется ранее права, правового сознания и госу­дарственной организации общества. Можно сказать, что мо­раль появляется вместе с правом, а право — с государством. Хотя мораль тоже имеет свой исторический период развития и возникает из потребности согласовывать интересы индивида и общества. В пределах одной страны, одного общества может существовать только одна правовая система. Мораль же в этом смысле разнородна: в обществе может существовать несколько моральных систем (классов, социальных групп, профессио­нальных слоев, индивидов). При этом в любом обществе суще­ствует система общепринятых моральных взглядов (так назы­ваемая господствующая мораль).

Можно сделать безусловный вывод: мораль и право даже в своих различиях теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. И если в обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обесценивается и повсеместно превращается в свою противоположность. Право — воля государства, возведенная в закон. Моральволя общества, закрепленная в нравственных нормах.

Моральные нормы, возникающие в процессе жизнедеятель­ности людей, не имеют специальной «законополагающей инстан­ции». Освоение социально-нормативного опыта осуществляется в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, переда­ется от поколения к поколению. Таким же образом осущест­вляется и социальный контроль, который в институциализированных регулятивных системах выполняют учреждения.

В-пятых, мораль и право отличаются друг от друга не только по объему, но и по способу их образования. Специфика права определяется его связью с государством. Так, правовые нормы возникают непосредственно в общественных отношениях, однако институциализированный характер, «цивилизованное» выражение они получают в законодательстве государства. Институциализированный характер права является важнейшим признаком, отли­чающим его от норм морали. Если нормы права устанавливаются властной силой государства и потом официально закрепляются в виде четких нормативных актов, которые приобретают общеобя­зательное значение с момента их создания, то нравственные нор­мы исходят непосредственно из общества, их формирование осу­ществляется стихийно, путем коллективного социального опыта. Под влиянием общественности большинство граждан приходит к убеждению о правильности тех или иных нравственных норм; эти нормы складываются постепенно, незаметно, в форме обычаев, передающихся из поколения в поколение в процессе общения людей, запечатляясь в преданиях, произведениях искусства, от­ражаясь в нравственных писаных и неписаных кодексах.

Моральные санкции, как правило, не зафиксированы фор­мально, они выражены в моральном языке, моральных принци­пах и поэтому менее определенны, чем правовые.

В моральной системе весьма трудно отличить нравственное сознание от моральных норм, поскольку мораль не институциализированная система. Она не имеет специальной «нормоустанавливающей инстанции». Моральные нормы фиксируются в моральном языке в виде требований, предписаний, направленных на преодоление противоречий между личностью и обществом, а также в отношениях между индивидами. В зависимости от кон­кретных исторических условий они могут иметь самые различные формы выражения: это и религиозные заповеди, и определенные обычаи, традиции, ритуалы, и устные предания, легенды, посло­вицы, поговорки.

Мораль, напротив, имеет дело в каждом отдельном случае именно с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиций морали люди сравниваются в своих конкретных свойствах. С юридической позиции люди сравниваются формальным путем, через аналогии с характером ранее свершавшихся действий и их последующих результатов.

Различен и характер моральных санкций, применяемых к лицу, совершившему аморальный поступок: словесное осуждение, исключение из той или иной группы или организации, бойкотирование и пр.

Различия в морали и праве

Различны и субъекты, реагирующие на правонарушения и аморальные поступки, и применяющие санкции. Применение санкций в случае правонарушений осуществляется государством в лице его органов, субъекты, применяющие санкции в случае на­рушения моральных предписаний и запретов, могут быть самыми разными: социальная группа; отдельные индивиды, выражающие осуждение аморального поступка; организации (например, религи­озная община, профессиональный служебный коллектив, соседи по дому и т.д.).

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

2. соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой.

Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Реферат по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.

Проблемы нравственности изучаются этикой. Однако, говоря о разных видах корпоративной этики, прежде всего, следует говорить о нравственности не как о морали. Потому что мораль — это либо исторически изменяемый, либо профессиональный свод правил и норм поведения людей, сформулированный ими на основе их опыта, духовного и опыта отношений. Нравственность же выступает как некоторый абсолютный закон (императив) притяжения человеческого духа (И. Кант), а просто этика становится уже духовной этикой.

Соотношение понятий — этика, мораль, нравственность — (стр

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции.

Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.

Так называемая "общественная мораль" — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Proudly powered by WordPress