Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Слоги правило для первоклассников

Слог — это один звук или несколько звуков,

В этой статье освящается тема "Слоги 1 класс". Вы можете прочитать правила деления слов на слоги, а так же воспользоваться онлайн серивсом, который позволяет быстро, легко и качественно разделить слова на слоги.

Слоги и буквы 1 класс

На уроках по обучению чтению важно предлагать детям упражнения для подготовки руки к процессу письма. Это графические игры и графические задания, которым предшествует гимнастика для пальцев. Пальчиковая гимнастика – это самые простые упражнения, построенные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их лишнее напряжение, снять дрожание руки. В результат выполнения графических упражнений ребята учатся:

Цель раздела познакомить детишек с написанием буква, научить воспринимать буквы на слух.

Не следует предлагать ребенку писать элементы букв или сами буквы, мелкие графические элементы, т.к. это требует точности выполнения и не маленьких волевых усилий.

Статья была посвящена теме "Слоги 1 класс".

На уроках по обучению грамотре следует уделять внимание интонационной живописности речи. Важно научить ребенка выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Воссоздание мелодики речи, навыков постановки ударения, навык управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка находить значимую информацию, передавать в речи свои мысли и чувства.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да, сте-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-ски, ди-кта-тор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): ма й-ка, Са нь-ка, си м-ка.
    • В слове столько слогов, сколько гласных звуков . Гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
    • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «прикрепляются» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
    • 4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: и зжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги. То же самое можно проследить на примере глагола уе зжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

      Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

      произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха:

      В словах с удвоенными согласными одна буква остается на строке, а другая переносится, например:

      А затем все просто, в слове столько слогов, сколько гласных букв, например:

      Для этого ребенок должен овладеть русским алфавитом.

      Возникает вопрос, зачем нам слог? Ответ прост: по слогам переносят слова с одной строчки на другую. Например:

      МА/ЛИ/НА — в этом слове 3 слога, так как в нем 3 гласные буквы

      Каждому ребенку необходимо научиться делить слова на слоги. Это совершенно несложно.

      При этом нужно запомнить, если в словах есть Ъ или Ь знак, то они остаются на строчке, например:

      Если в словах есть — Й , то при переносе она не отделяется от гласной, например:

      Четко различать сколько гласных букв в алфавите и каков их графический образ : А, Е, Ё, У, И, О, Ы, Э, Ю, Я (10).

      МАЙ — в этом слове 1 слог, так как в нем 1 гласная буква

      ЛУ/НА — в этом слове 2 слога, так как в нем 2 гласные буквы

      Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например:

      Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

      • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .

      2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

      Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

      Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

      Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

      Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

      1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

      Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

      Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

      То же самое можно проследить на примере глагола уе зж ать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.

      Открытый слог оканчивается на гласный звук.

      В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

      Правила 4, 5 и 6 обычно изучают в институте и в гуманитарных классах.

      Справочный материал ниже поможет узнать, как правильно разбивать слово на слоги. Показаны простые и сложные примеры.

      Правила 1, 2, 3 обычно изучаются в школе.

      3 Буквы й, ь, ъ отходят к предыдущему слогу.

      6 Два одинаковых согласных в середине слова относятся к последующему слогу.

      Верно: и-зжить, у-е-зжать (зж обозначают звук [ж:]).

      4 Деление на открытые и закрытые слоги.

      Правила деления на слоги

      5 Два согласных, обозначающих один звук, нельзя разнести в разные слоги.

      Верно: мы-ться, вьё-тся (тс/тьс обозначают звук [ц:]).

      Неверно: из-жить, уез-жать (неверное деление на слоги, но верный перенос слов!).

      2 Если слог состоит из двух и более звуков, то он начинается с согласного.

      б) Закрытые слоги в середине слова могут образовывать лишь непарные звонкие согласные (сонорные) [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

      Составьте последовательность из слов таким образом: двусложное слово открывает ряд слов, в котором последний слог предыдущего является первым слогом следующего. Кто больше?

      Слоги (по-укр.: склади) — это части слова, на которые делится слово при произношении.

      4) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку двойные согласные:

      Родители, отец, ребенок, сирота, семейство, родные, мать, семья, племянник.

      7. Произнесите вслед за учителем слова по слогам. Затем запишите их, разбивая для переноса. Какие из данных слов перенести нельзя?

      1) нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не образующую слога:

      Звуки в слове объединяются в слоги для удобного произношения.

      Понятие слога. Деление слова на слоги. Правила переноса.

      Придумайте свои шарады на слова семья, домино.

      Слово может состоять из одного, двух, трёх и более слогов. В слове увековечить 5 слогов: увековечить, из которых первый состоит из одного звука, второй, третий и четвёртый — из двух, а пятый — из трёх.

      Выдающийся русский геолог и географакадемик Владимир Александрович Обручев каждый рабочий день делил на «три дня».

      2) нельзя отрывать одну букву от слова или переносить её, даже если она составляет слог:

      Смыслоразличительная роль ударения особенно наглядно видна при сопоставлении слов, которые различаются только местом ударного слога: хлопок — хлопок, козлы — козлы, замок —замок, кружки, кружки и т. п. Учащиеся делают вывод: ударение — это произношение в слове одного из слогов с большей силой; с помощью ударения передается смысл слова.

      2. Как научить первоклассников писать слова без пропусков и перестановки букв? Какие упражнения вы предложите ученикам, допускающим подобные ошибки?

      Постепенно учащиеся при переносе слов учитывают не только слог, но и морфему (приставку, корень).

      1. Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который (по счету) ударный.

      В программу I класса включена тема «Ударение. Гласные в ударных и в безударных слогах», изучение которой направлено на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове, а также на развитие умения распознавать в словах ударные и безударные слоги, сопоставлять гласные в этих слогах и правильно обозначать безударные гласные звуки.

      Слоги правило для первоклассников

      Дополнительные трудности создаются тем обстоятельством, что при переносе слов нецелесообразно «отрывать» первую букву корня, последнюю букву приставки; поэтому возникает необходимость учитывать, какой вариант слога нужно использовать при переносе, чтобы он соответствовал делению на морфемы: под-бежал, по-двинулся, над-ломил, на-крошил и т. п. Естественно, что данное правило переноса становится доступным учащимся после изучения состава слова. Во II и III классах, согласно программе, оно специально не изучается, и учитель, по мере того как встречаются в письменных упражнениях подобные слова, выясняет с детьми, какой вариант переноса удобнее и почему.

      2. Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать их: портфель, морковь, магазин, щавёлъ, снегирь, чаща.

      3. Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

      В I классе, еще в период обучения грамоте, начинается работа над формированием умения выделять в слове ударный слог. Для того чтобы правильно воспринять лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из слогов произнести с большей силой. В своей речевой практике дети-дошкольники большинство слов произносят правильно (имеется в виду ударное произношение одного из слогов). Однако вычленить этот слог из слова, сказать, какой слог по счету в слове ударный, первоклассникам до специального обучения недоступно. Умение выделять в слове ударный слог связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. Примеры упражнений:

      В процессе изучения указанной темы особенно большое место отводится формированию у учащихся умения правильно обозначать гласные звуки в ударных и безударных слогах (согласно программе, имеются в виду только двусложные слова типа сосна, вода, река, гроза и т. п.). Безусловно, в I классе прежде всего необходимо научить писать правильно, в строгом соответствии с русской графикой, слова с ударными гласными в корне: дом, реки, стол, час, двор, лес, море, сосны и т. п. Написание слов с безударными гласными в корне, как известно, подчиняется орфографическому правилу. При формировании данного навыка фонетические знания вступают в связь со знаниями о составе слова (см. подробно в главе «Формирование орфографических навыков»).

      Задание. Расставить ударение в словах целесообразно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и домашних упражнениях. Только систематические упражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быстро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осознанному выделению ударного слога способствует также поочередное произношение слова с ударением на том или ином слоге: осина, осина. Учащиеся наглядно убеждаются в том, что правильное выделение ударного слога обеспечивает понимание смысла слова и взаимодействует с ним.

      3. По каким признакам учащиеся различают гласные и согласные звуки? Как вы познакомите с парными звонкими и глухими согласными, с непарными звонкими и глухими? Составьте фрагменты уроков.

      Молодцы! Вы очень хорошо справились и поэтому, я хочу вам рассказать сказку, а хотя я вам, наверное, ее покажу.

      Если вы уже представили себе, что будете рисовать, можете приступать.

      Конечно, для этого надо поднять руку и ждать, пока учитель попросит сказать. Вот знак, который говорит об этом правиле.

      Адаптационные занятия с первоклассниками

      В школу ходят, чтобы подсказывать одноклассникам.

      Если то, что я скажу – правильно, вы хлопаете в ладоши. Если неправильно – топните ногой.

      №5. Как вы думаете, о чем нам говорит вот этот знак?

      В школу ходят, чтобы разговаривать с соседом по парте.

      Адаптационное занятие для первоклассников — Правила в школе

      Утром зверята собрались в классе. Медвежонок сонно поглядывал вокруг, Зайка радостно подпрыгивал на месте, с нетерпением ожидая начало урока, лисенок посматривал на зверят в классе и вспоминал, как кого зовут. Прозвенел звонок. Начался урок. В класс вошел Учитель, поздоровался со всеми и спросил: Кто сегодня хочет помочь мне раздать книги?” Не успел он договорить, как зверята с места повскакивали, руки до потолка тянут, и каждый кричит изо всех сил, чтобы его Учитель услышал: “Я хочу! Я хочу!” Зайчонок и Лисенок даже к Учителю подбежали и вокруг него прыгают, чтобы он именно их заметил. Еле-еле успокоил своих “помощников” Учитель.

      “Ну, так что же, знаешь ты ответ?” — Учитель спрашивает. “Да. Это лиса”, — сказал зайчонок то, что он расслышал из Белочкиного бормотания. И опять рассмеялись зверята. Да только веселого в этой истории было немного, потому как не успели за урок зверята ни новому научиться, ни интересного ничего не узнать.

      Произошла эта история в одной непростой школе, в школе, где учатся звери, они тоже, как и вы, учатся в первом классе.

      Вы уже знаете, что в школе бывают уроки и перемены.

      Усвоение этого понятия оказывает влияние на весь процесс обучения чтению и письму: во-первых, ребенок учится читать по слогам; во-вторых, осваивает деление слов на слоги; в-третьих, при письме для самоконтроля диктует себе по слогам, а позже — соотносит собственное слогоделение с известными правилами переноса слов. Попутно заметим: слогораздел -явление фонетическое, объективно существующее в языке. Деление слов на слоги для переноса — условное правило письма. Смешивать два этих процесса при обучении русскому языку не следует.

      Основным способом действия, который следует освоить первоклассникам для вычленения последовательности звуков в слове и определения их качества, становится протяжное произнесение каждого звука или его многократное повторение в том случае, если звук по своим акустическим характеристикам не тянется. Этим произносительным приемом школьники не владеют, поэтому образец такого "выговаривания" каждого звука демонстрирует учитель. Способ вычленения звуков из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным: "Для анализа слова мама ребенок должен произнести его 4 раза, каждый раз выделяя голосом следующий звук: ММММама, мАЛЛАма, маММММа, мамАААА". При этом каждый выделенный звук обозначается принятым условным знаком — сначала это Ц а по мере освоения характеристик звука (гласный (согласный), твердый (мягкий), глухой (звонкий)) добавляются и соответствующие обозначения.

      — Какой знак помог нам различить слови с одинаковым количеством слогов? Как надо произнести слово, чтобы определить в нем ударение? Что нового мы узнали о слове?

      — Болельщики помогли нам узнать, что слова делятся на части. Каждая часть — это слог. Повторите это новое слово. Как же нужно произнести слово, чтобы разделить его на слоги? (Прокричать, как болельщики.)

      — А теперь потренируемся различать твердые и мягкие согласные звуки.

      — Я знаю один волшебный вопрос, с помощью которого мы сможем это узнать. Послушайте: Это МальвИна? Это ТортИлла? Это Артем Он? — произносит учитель с выделением голосом места ударения в каждом слове. — Вы заметили, что один слог я произносила громче, чем другие, будто ударяла по нему голосом? Покажем этот слог специальным значком (‘).

      Методика работы над понятием слог и обучение первоклассников правилам слогоделения

      Знакомство со звуками речи целесообразно начать с установления различия между звуками, которые окружают ребенка (школьный звонок, сигнал автомобиля, шум дождя, голоса птиц и т.д.), и звуками речи человека, из которых складываются слова устной речи. Эти звуки возникают при работе органов речи — языка, губ, зубов, голосовых связок. Па этом этапе уместно проведение фонетического эксперимента, когда ученики по заданию учителя наблюдают, как при произнесении различных звуков по-разному движутся губы, язык и т.д. В это время весьма эффективными помощниками учителя станут фонетические игры и игровые упражнения со звуками и словами, обеспечивающие ученикам естественные речевые действия, а не знания из области фонетики. Заметим, что фонетика предоставляет богатые возможности для применения игры. Это отметил известный русский методист А. М. Пешковский: "Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как в. фонетике. Нигде. эта игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике".

      В процессе дальнейшей коллективной работы слоговые схемы дополняются знаком ударения, а беседа заканчивается необходимыми обобщениями и выводами.

      Гласные и согласные звуки целесообразно рассматривать одновременно, так как их акустические особенности ярче проявляются в сопоставлении. В качестве опознавательных признаков согласных и гласных звуков выступает наличие или отсутствие, во-первых, преграды для выдыхаемого воздуха при произнесении и, во-вторых, смыкательных и размыкательных действий речевого аппарата. "С позиций артикуляции речь представляет последовательность смыкательно-размыкательных движений: произносим согласный — артикуляция смыкания, произносим гласный — артикуляция размыкания". Распространенное объяснение различия гласных и согласных звуков, связанное с тем, что гласные звуки можно петь и тянуть, а согласные — нельзя, оказывается несостоятельным: многие согласные звуки можно тянуть. Гласные звуки можно назвать ртораскрывателями (термин М. В. Панова): чем громче их произносят, тем шире надо раскрыть рот; гласные звуки можно кричать. А согласные звуки — ртосмыкатели: чем громче их произносят, тем плотнее смыкаются губы; эти звуки кричать невозможно. Гласными звуки называются потому, что они всегда произносятся с голосом (голос — глас), а согласные звуки в русской речи перемежаются с гласными (со-гласные).

      Для обозначения гласных звуков используют значок [о]: выдыхаемый воздух проходит свободно, "сквозь трубочку". Для обозначения согласных звуков до введения обозначений мягкости (твердости) остается

      Для определения места ударения слово должно быть произнесено целиком, без элементов скандирования. В практике рекомендуется прием произнесения слова с интонацией удивления или вопроса: удобно использовать модель "Это_?" Приведем пример знакомства с этим способом действия.

      — Как же нам теперь узнать, где чье имя? (Дети в затруднении.)

    Proudly powered by WordPress