Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Производство судебной экспертизы вне экспертного учреждения

Производство СКТЭ, как и иных судебных экспертиз может осуществляться в экспертных учреждениях (государственных и негосударственных) и вне экспертных учреждений. В уголовном процессе производство экспертизы главой 27 УПК РФ. В ст.195 УПК РФ указано «…судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями». Хотя в гражданском и арбитражном процессе такая статья отсутствует, в ст. 75 ГПК и ст. 67 АПК, посвященных порядку производства экспертизы, указывается, что экспертиза выполняется экспертами соответствующих учреждений.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории (ст.11 ФЗ).

Водство сктэ в экспертном учреждении и вне экспертного учреждения

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими СКТЭ, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

В соответствии с процессуальным законодательством судебные экспертизы, а следовательно, и СКТЭ, могут выполняться не только в государственных, но и в негосударственных экспертных учреждениях, т.е. «…иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями» (ст.195 УПК РФ). Последнюю категорию лиц в юридической литературе также принято называть частными экспертами (негосударственными экспертами). Если судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения (ст.199 УПК РФ), то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные статьей 57 УПК РФ.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований: наличие стендового оборудования, приборов, материалов и специальных средств программного и информационного обеспечения; сохранность представленных объектов исследований и материалов дела. Он не вправе:

По получении постановления следователя или определения суда и материалов, необходимых для производства судебной компьютерно-технической экспертизы, руководитель экспертного учреждения изучает эти материалы. Если они недостаточны, оформлены ненадлежащим образом, учреждение не располагает необходимыми специалистами или аппаратурой, руководитель экспертного учреждения может принять решение о возвращении постановления (определения) без исполнения. Затем он выбирает экспертов (эксперта) в соответствии с их компетенцией и поручает им производство СКТЭ (ст. 14 ФЗ и ст.199 УПК).

организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы.

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной компьютерно-технической экспертизе;

Свое особое мнение руководитель экспертного учреждения может изложить в сопроводительном письме. Другим вариантом решения спорной ситуации является создание (в соответствии со ст. (ст. 200 УПК, ст. 75 ГПК, ст. 67 АПК, ст. 21 Федерального закона) комиссии экспертов с включением в нее эксперта, давшего заключение.

возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной компьютерно-технической экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта по этой специальности и необходимой материально-технической базы, указав мотивы, по которым производится возврат;

Так, если по результатам комиссионной экспертизы (ст.200 УПК) мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.

хранению компьютерных средств и других объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

Об ознакомлении участников с постановлением о назначении экспертизы составляется протокол ознакомления с постановлением о назначении экспертизы.

В случае, когда проводилась комиссионная экспертиза и если мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. Если имеются разногласия, каждый из экспертов дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие.

Если по результатам проведенных исследований мнения экспертов по поставленным вопросам совпадают, то ими составляется единое заключение. В случае возникновения разногласий каждый из экспертов, участвовавших в производстве судебной экспертизы, дает отдельное заключение по вопросам, вызвавшим разногласие (ст. 200 УПК).

Следователь – специалист в области юриспруденции, поэтому, когда возникает необходимость исследовать обстоятельства совершения преступления, используя другие специальные знания, назначается производство судебной экспертизы.

б) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;

Дополнительная экспертиза проводится при: а) недостаточной ясности заключения; б) недостаточной его полноте; в) возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств уголовного дела. Производство дополнительной экспертизы поручается тому же или другому эксперту (ч. 1 ст. 207 УПК).

Оценка следователем заключения эксперта. Следует заметить, что заключение эксперта не имеет заранее установленной силы, не обладает преимуществами перед другими доказательствами и должно оцениваться с учетом всех обстоятельств дела в их совокупности.

Процессуальный порядок вынесения постановления о назначении экспертизы, ознакомления с данным постановлением участников, составления экспертом своего заключения; ознакомления участников с заключением экспертов – одинаков как при назначении и производстве экспертизы в экспертном учреждении, так и вне экспертного учреждения.

Первичная экспертиза – это первая экспертиза в конкретной области знаний и по определенным вопросам по данному уголовному делу.

Производство судебной экспертизы вне экспертного учреждения

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 131 УПК к числу процессуальных издержек относится вознаграждение, выплачиваемое эксперту за исполнение им своих обязанностей, за исключением случаев, когда эти обязанности исполнялись им в порядке служебного задания.

а) криминалистические (трасологические), дактилоскопические, почерковедческие, баллистические, технические, по установлению целого по частям и др.);

Если у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего имеются ходатайства, они заносятся в протокол ознакомления. Затем рассматриваются: при полном или частичном отказе в удовлетворении следователь выносит мотивированное постановление; при удовлетворении – вносит изменения в постановление о назначении экспертизы.

г) о постановке вопросов, относящихся к предмету экспертизы, допрашиваемому лицу;

Судебная экспертиза, которую проводит комиссия в составе двух и более экспертов одной специальности, именуется комиссионной (ст. 200 УПК РФ). Такая экспертиза проводится в случаях, когда необходимо производство сложных экспертных исследований несколькими экспертами одной специальности. Каждый член комиссии проводит исследование в полном объеме. Члены экспертной комиссии совместно анализируют полученные результаты и если они приходят к общему мнению, то ими составляется единое заключение, которое все они и подписывают. Если комиссия экспертов приходит к общему мнению о невозможности дать заключение, то они составляют единое сообщение об этом и тоже подписывают его. В случае разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, которые вызвал и разногласие.

Руководитель экспертного учреждения организует производство экспертизы, устанавливает сроки ее производства, обеспечивает условия, необходимые для проведения исследований, соблюдения правил техники безопасности; осуществляет контроль за полнотой и качеством проведения экспертного исследования и обеспечением сохранности объектов экспертизы и других материалов уголовного дела. Он обеспечивает также условия, необходимые для сохранения конфиденциальности экспертных исследований и их результатов. Выполняя свои функции, данный руководитель не вправе нарушать принцип независимости эксперта и давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Руководитель экспертного учреждения обязан выяснить: нет ли оснований для отвода эксперта. Если основания для отвода имеются, то решение об отводе эксперта принимается следователем, дознавателем, которые назначили судебную экспертизу. Если же оснований для отвода нет, то руководитель экспертного учреждения должен вручить эксперту (экспертам) постановление о назначении судебной экспертизы и объекты (материалы) экспертного исследования, разъяснить эксперту его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК PФ, предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 УК PФ за дачу заведомо ложного заключения и взять у него соответствующую подписку, которую направить вместе с заключением эксперта в орган расследования, который назначил экспертизу.

в) об участии в процессуальных действиях;

В процессе ознакомления с постановлением о назначении судебной экспертизы и позже при ее проведении эксперт может делать необходимые заявления или возбуждать ходатайства, подлежащие занесению в отдельный протокол. Об отклонении ходатайства эксперта следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление.

Комплексная экспертиза (ст. 201 УПК РФ) назначается следователем, дознавателем, когда для установления соответствующих обстоятельств уголовного дела необходимы исследования на основе разных специальных знаний. Организация производства комплексной судебной экспертизы возлагается на руководителя данного учреждения. Руководитель экспертного учреждения вправе также самостоятельно принять решение о проведении комплексной экспертизы.

Повторной именуется вторичная судебная экспертиза, которая предназначена для разрешения сомнений в обоснованности первичного заключения эксперта, или противоречий в выводах эксперта или разногласий в комиссии экспертов. Повторная экспертиза, как и дополнительная, назначается и проводится с соблюдением тех же правил, на основании которых была назначена и проведена первичная судебная экспертиза. Повторная судебная экспертиза проводится по тем же вопросам, по которым проводилась первичная; проведение повторной судебной экспертизы всегда поручается другому эксперту или другим экспертам (ч.2, ст. 207 УПК РФ).

Если же оснований для отвода нет, то следователь, дознаватель вручает эксперту постановление о назначении экспертизы и объекты (материалы) экспертного исследования, разъясняет эксперту его права, обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК PФ, предупреждает его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, о чем делаются отметки на постановлении о назначении экспертизы, удостоверяемые подписью эксперта (ч. 4 ст. 199 УПК PФ). В необходимых случаях следователь, дознаватель в соответствии со ст. 161 и ч. 6 ст. 57 УПК РФ предупреждает эксперта об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ за разглашение данных предварительного расследования без разрешения следователя, дознавателя, что удостоверяется подписью эксперта на постановлении о назначении судебной экспертизы либо путем составления отдельного протокола.

Комплексные экспертные исследования проводятся экспертами различных, чаще всего смежных специальностей, когда установление того или иного обстоятельства дела невозможно путем проведения отдельных экспертиз либо это выходит за пределы компетенции одного эксперта или комиссии экспертов. Выводы по вопросам получают путем проведения ряда исследований. Каждый эксперт проводит исследование в пределах своей компетенции. В заключении экспертов должно быть указано, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким пришел выводам. Каждый эксперт, который участвовал в производстве комплексной судебной экспертизы, подписывает ту часть заключения, в которой содержится описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность. Помимо этого, на основании результатов исследований, проведенных каждым из экспертов в пределах своей компетенции, ими формулируется общий вывод (общие выводы) об обстоятельствах, для установления которых экспертиза была назначена. Общий вывод (общие выводы) формулируют и подписывают только те эксперты, которые компетентны в оценке полученных результатов и в формировании общего вывода. Если основанием окончательного вывода комиссии являются факты, установленные одним экспертом (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении. В случае разногласий между экспертами каждый из них дает отдельное заключение по вопросам, которые вызвали разногласие (ст. 201 УПК РФ).

В необходимых случаях следователь, дознаватель в соответствии со ст. 161 и ч. 6 ст. 57 УПК PФ предупреждает эксперта и руководителя экспертного учреждения об уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ за разглашение данных предварительного расследования без разрешения следователя, дознавателя, что удостоверяется подписью эксперта и руководителя экспертного учреждения на постановлении о назначении судебной экспертизы либо путем составления отдельного протокола.

д) о получении разрешения от лица (органа), назначившего экспертизу, на исследование, способное привести к разрушению объекта, или изменению его основных свойств и внешнего вида.

В случае помещения в психиатрический стационар подозреваемого срок, в течение которого ему должно быть предъявлено обвинение, прерывается до получения заключения экспертов.

К заключению эксперта прилагаются иллюстрирующие заключение материалы (фотографии, схемы, графики и т. п.), которые являются его составной частью. Для разъяснения данного экспертом заключения следователь вправе по собственной

В ч. 2 ст. 204 УПК РФ определено, что если при производстве судебной экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, но по поводу которых ему не были поставлены вопросы, то он вправе указать на них в своем заключении по собственной инициативе.

В ч. 1 ст. 202 УПК РФ установлено, что следователь вправе получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого, а также у свидетеля или потерпевшего, если возникает необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах. О получении образцов для сравнительного исследования следователь выносит постановление. В необходимых случаях для получения образцов он привлекает специалистов.

В некоторых ситуациях возникает необходимость в комиссионной или комплексной судебной экспертизе (ст. 200 и 201 УПК РФ).

Следователь имеет право присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий.

Если получение образцов для сравнительного исследования является частью судебной экспертизы, то оно производится экспертом. В этом случае сведения о производстве указанного действия эксперт отражает в своем заключении (ч. 4 ст. 202 УПК РФ).

Если судебная экспертиза проводится вне экспертного учреждения, то следователь вручает постановление и необходимые материалы эксперту и разъясняет ему права и ответственность, предусмотренные ст. 57 УПК РФ.

Статья 80 УПК РФ определяет заключение эксперта как представленные в письменном виде содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами. Показания эксперта — сведения, сообщенные им на допросе, проведенном после получения его заключения, в целях разъяснения или уточнения данного заключения1.

Производство судебной экспертизы (гл

Получив это постановление, руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы конкретному эксперту или нескольким экспертам из числа работников данного учреждения и уведомляет об этом следователя. При этом руководитель экспертного учреждения, за исключением руководителя государственного судебно-экспертного учреждения, разъясняет эксперту его права и ответственность за дачу заведомо ложного заключения и другие положения ст. 57 УПК РФ1.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем подозреваемому, обвиняемому, его защитнику с разъяснением им права ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы. Заключение эксперта предъявляется также потерпевшему и свидетелю, если судебная экспертиза производилась в отношении их.

По результатам специальных исследований составляется заключение эксперта, в котором в соответствии со ст. 204 УПК РФ указываются: 1) дата, время и место производства судебной экспертизы; 2) основания производства судебной экспертизы; 3) должностное лицо, назначившее судебную экспертизу; 4) сведения об экспертном учреждении, а также фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность; 5) сведения о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения; 6) вопросы, поставленные перед экспертом; 7) объекты исследований и материалы, представленные для производства судебной экспертизы; 8) данные о лицах, присутствовавших при производстве судебной экспертизы; 9) содержание и результаты исследований с указанием примененных методик; 10) выводы по поставленным перед экспертом вопросам и их обоснование.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

4. Система судебно-психиатрических учреждений состоит из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского и судебно-психиатрических экспертных отделений общепсихиатрических учреждений (психиатрических учреждений общего профиля). В судебной психиатрии не существует самостоятельных учреждений, единственной функцией которых является производство судебно-психиатрических экспертиз. Функции государственного судебно-экспертного учреждения возлагаются на специализированные судебно-экспертные подразделения психиатрических учреждений общего профиля — психиатрических больниц и психиатрических диспансеров. В составе этих учреждений организуются амбулаторные и стационарные судебно-психиатрические отделения, где судебно-психиатрические экспертизы проводятся по правилам производства судебных экспертиз в специализированных экспертных учреждениях.

Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

6. Государственные судебно-экспертные учреждения не являются коммерческими организациями. Они выполняют специфические функции по оказанию содействия правоохранительным органам и обладают особым правовым статусом, регулируемым в значительной мере комментируемым Законом. В связи с этим правом на создание (ликвидацию) указанных учреждений наделяются лишь федеральные органы исполнительной власти или органы власти субъектов Российской Федерации. Так, согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Президентом РФ 2 августа 1999г., Минюст России наделен правом создавать учреждения юстиции и иные организации, реорганизовывать и ликвидировать их, а также утверждать их уставы. Реализуя эти полномочия, Минюст России в последние годы создает целый ряд самостоятельных экспертных лабораторий, преобразует центральные лаборатории в региональные центры судебной экспертизы.

Частнопрактикующие экспертные организации, не отвечающие вышеуказанным признакам, не имеют статуса, предусмотренного комментируемым Законом и не могут относиться к числу государственных судебно-экспертных учреждений.

Но отнесение к „ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения“ не означает, что все государственные судебно-психиатрические экспертные учреждения должны быть федерального уровня и непосредственно подчиняться Министерству здравоохранения РФ. Эти учреждения могут быть не только федеральными, но и в подчинении органов управления здравоохранением соответствующего субъекта Российской Федерации.

В системе региональных бюро судебно-медицинской экспертизы основным звеном, выполняющим большинство экспертных исследований, являются районные и межрегиональные отделения судебно-медицинской экспертизы.

Статья 11

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

2. Формирование в целях обеспечения выполнения полномочий судов, судей, органов дознания, дознавателей, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебных экспертиз, наличие статуса государственного учреждения, принадлежность к федеральным органам исполнительной власти, а также к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создают комплекс признаков государственного судебно-экспертного учреждения.

Следует признать, что целый ряд пробелов в регулировании их назначения и проведения был устранен введением в действие нового Уголовно-процессуального кодекса РФ и нового Гражданского процессуального кодекса РФ.

Так, в систему судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации входят федеральные центры судебной экспертизы, региональные центры судебной экспертизы, расположенные в крупных административных центрах Российской Федерации.

Proudly powered by WordPress