Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Представитель в конституционном суде

Представитель является участником процесса и в Конституционном Суде РФ. В отличие от иных отраслей процессуального законодательства законодательство о конституционном судопроизводстве детально регулирует вопрос субъектов представительства. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде России-

Подтверждение полномочий иных представителей производится «соответствующими документами». Какими именно закон не устанавливает. Исходя из того, что процессуальное представительство является комплексным межотраслевым институтом, полномочия адвоката должны подтверждаться ордером юридической консультации или доверенностью, а иного лица, имеющего право быть представителем, – доверенностью.

ской Федерации» подразделяет представителей на представителей по должности и иных представителей.

§ 2. Отдельные особенности представительства 171

Повышенные требования к лицам, имеющим право быть представителями, предъявляются с учетом специфики и особой сложности дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ, с учетом подведомственности. Требование высокой квалификации корреспондирует с ограничением на количество представителей. Имеющееся ограничение на количество представителей у каждой из сторон объясняется тем, что большое их количество приведет к затягиванию процесса. Поэтому стороны должны стремиться к тому, чтобы их представители были как можно более квалифицированными.

тверждающий факт его избрания или назначения на соответствующую должность.

172 Глава 3. Представительство как межотраслевой институт

Полномочия представителей по должности подтверждаются либо фактом подписания обращения в Конституционный Суд РФ, либо исполнением обязанностей руководителя органа, издавшего оспариваемый акт. Такой подход может завести в тупик, если с момента подписания обращения и до момента его рассмотрения или вынесения решения руководитель, подписавший обращение, сменился. Представляется целесообразным ввести универсальный порядок подтверждения полномочий руководителя для выступления им в процессе – для этого он должен представить суду документ, под-

По смыслу ст. 53 Закона о Конституционном Суде РФ никакое другое лицо не может быть представителем при рассмотрении дел в Конституционном Суде, в том числе не могут осуществлять свои функции законные представители, что вряд ли можно считать правильным.

Представителями по должности в соответствии со ст. 53 указанного Закона могут быть: руководитель органа, подписавший обращение в Конституционный Суд РФ, руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт, любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

Также представителями сторон могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности.

Представительство в Конституционном Суде РФ является частью комплексного общепроцессуального института представительства. Общие вопросы регулирования представительства в Конституционном Суде РФ соответствуют регулированию представительства в процессуальных отраслях права: дается перечень лиц, имеющих право быть представителем, указывается на порядок подтверждения полномочий действовать от имени представляемого, по смыслу законодательства действия, совершенные представителем, обязательны для представляемого в той же мере, в какой для него обязательны его собственные действия. Как часть комплексного функционального института процессуальное представительство регулируется, например, нормами конституционного права в части наделения полномочиями представителей по должности и прекращения этих полномочий, судоустройства при установлении полномочий адвокатов, гражданского права в части порядка выдачи и прекращения доверенности для иных представителей, а также нормами законодательства о Конституционном Суде РФ в части процессуальной деятельности представителя.

То есть, строго говоря, их полномочия удостоверяются актом о назначении и принятом в органе решении как правило, положении о статусе этого лица. Конечно, такое лицо должно быть кандидатом либо доктором юридических наук. Установленный этим положением статус полномочного представителя Президента послужил основой для определения природы этой должности в целом. Постановлением Государственной Думы от 16 июля г.

Деятельность адвоката согласно Положению об адвокатуре является трудовой деятельностью, которая, соответственно, оплачивается хотя предусматриваются случаи бесплатной адвокатской помощи — но за нее адвокатам платит коллегия. Таким образом, даже если лица, занимая государственные должности, и сохраняют, что само по себе спорно, членство в коллегии, то есть статус адвоката, они, как представляется, все равно не должны выступать в качестве адвокатов в период осуществления должностных полномочий.

Второе основание — представительство в порядке служебного поручения. В этом случае представителем является работник органа власти, на которого эта функция возлагается разово но назначение представителем при рассмотрении новых конкретных дел может повторяться , имеющий в качестве основной какую-либо другую функцию.

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что даже ответственный работник органа власти его аппарата , не относящийся к его руководителям или должностным лицам, подписавшим оспариваемый акт, не будучи кандидатом или доктором юридических наук и не являясь адвокатом , не может быть представителем этого органа власти в Конституционном Суде РФ. В связи с установленными Законом условиями осуществления представительства в Конституционном Суде РФ не по должности необходимо отметить следующее. Статус кандидата или доктора юридических наук, безусловно, сохраняется за лицом, какую бы должность он ни занимал.

Если о должностном, действующем единолично, являющемся стороной по делу, то отношений представительства здесь, строго говоря, не наступает: Другой вариант подхода к этой формулировке: Этот вариант, в контексте понятия представительства, является более логичным, но он, думается, не должен исключать представление органа иными лицами, не являющимися «первыми» соответствующего органа, но относящимися к его руководству. Представителями сторон, в том числе органов должностных лиц государственной власти, могут быть также адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, полномочия которых подтверждаются соответствующими документами.

Однако можно предположить, что не исключаются ситуации, когда представителем органа будет не «первое лицо» но обязательно должностное лицо категории «А», занимающее руководящую должность. Прежде всего существует система исполнения обязанностей «первого лица» во время его отсутствия. Она распространяется и на отношения представительства по должности, в том числе, очевидно, и в Конституционном Суде РФ. Кроме того, возможна ситуация, когда, например, председатель представительного органа при голосовании был — как депутат — против обращения в Конституционный Суд РФ либо против принятия нормативного акта, который оспаривается.

Таким представителем может быть и депутат член представительного органа, определенный этим органом. Такой работник, повторимся, обязательно должен иметь степень кандидата или доктора юридических наук. Здесь полномочия будут удостоверяться доверенностью и или распорядительным актом соответствующего органа о возложении на соответствующее лицо функций представителя. Если доверенность не выдается, сам распорядительный акт должен позволять идентифицировать работника и определять пределы его полномочий. Наконец, третье основание — представительство должностным лицом, для которого это является специальной функцией.

Представительство от государственных органов может осуществляться по следующим правовым основаниям. Первое основание — осуществление представительства приглашенным специалистом, не занимающим государственную должность: Эти отношения могут носить возмездный и безвозмездный характер представитель может работать с соответствующим органом по убеждению или для престижа.

Эти лица участвуют в заседаниях Конституционного Суда РФ без специального решения соответствующего органа.

Так, Совет Федерации предпочитает направлять различных представителей как по первому, так и по второму основанию в зависимости от предмета конституционного спора. Если же такое должностное лицо имеется, его статус определяется по-разному в каждом из органов. Во избежание путаницы в терминологии необходимо подчеркнуть, что это представительство нельзя считать представительством по должности: Данное же представительство является представительством по длящемуся уполномочию органов и должностных лиц, выражающемуся в назначении на должность постоянного представителя.

Действует Постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта г. В отличие от статусов полномочного представителя Президента и постоянного представителя Государственной Думы, правовое положение полномочного представителя Правительства регулируется весьма кратко. Помимо собственно представительства при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ, постоянные полномочные представители наделяются и другими, связанными с основной, функциями.

В данном случае логично, чтобы интересы этого органа защищал такой представитель руководства, который опять же — как депутат был на стороне тех решений, которые будут отстаиваться. Таким образом, как видится, нельзя исключать возможности, что представителем органа по должности будет не его «первое лицо», а заместитель, но, повторимся, практика здесь еще не сложилось. Здесь не вполне ясно, о каком лице, собственно, идет речь.

Рассмотрение дел и вопросов, принятие по ним решений осуществляется только коллегиально. Конституционный Суд РФ правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а при заседании палаты — при наличии не менее трех четвертей ее состава.

Стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности.

Постановление — это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод и других, перечисленных в п. 1, 2, 3, 4 ч. I ст. 3 Закона “О Конституционном Суде РФ”. Постановления выносятся именем Российской Федерации.

Заседания Конституционного Суда РФ проводятся открыто. Закрытое судебное заседание проводится, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности. Решения Конституционного Суда РФ всегда провозглашаются публично.

Все иные решения Конституционного Суда РФ именуются определениями. Постановления и заключения Конституционного Суда РФ не позднее чем и двухнедельный срок направляются судьям Конституционного Суда РФ, Президенту РФ, Совету Федерации, Государственной Думе, Правительству РФ, Уполномоченному по правам человека, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральному прокурору РФ, министру юстиции РФ. Они должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается это решение, а также в “Вестнике Конституционного Суда РФ”.

Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами независимости, коллегиальности, гласности, устности и непрерывности, равноправия и состязательности сторон, национального языка судопроизводства.

Организация работы в Конституционном Суде РФ возлагается на Пред¬седателя Конституционного Суда РФ,

Решения Конституционного Суда РФ окончательны и обжалованию не подлежат, вступают в законную силу немедленно после провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие. Решения судов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает постановления, заключения и определения. Все решения принимаются в закрытом совещании.

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Судьи Конституционного Суда РФ независимы и руководствуются при принятии решений только Конституцией РФ и Законом “О Конституционном Суде РФ”. Судьи выступают в личном качестве и не представляют каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, социальных групп. Решения принимаются в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к изучению или рассматриваемым Конституционным Судом РФ. Вмешательство в деятельность Конституционного Суда РФ влечет предусмотренную законом ответственность.

Заключение — итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу вопроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

На пленарном заседании Конституционного Суда докладывается заключение судьи (судей) о результатах предварительного изучения жалобы. Все присутствующие на заседании судьи изучают жалобу и приложенные к ней документы, обсуждают заключение судьи и решают, принимать или нет жалобу к рассмотрению. По существу, вновь разрешается вопрос о допустимости жалобы и подведомственности спора Конституционному Суду.

готовит доклад по делу, которым открывается судебное заседание;

определяется, каким составом судей будет рассматриваться дело.

вызывает стороны и их представителей, разъясняет права и обязанности, привлекает к сбору доказательств;

истребует необходимые документы и иные материалы, направляет запросы;

Если жалоба принимается к рассмотрению, то судья, проводивший ее предварительное изучение, становится, как правило, судьей-докладчиком по делу. Конституционный Суд может назначить не одного, а нескольких судей-докладчиков для подготовки дела к слушанию, изложения материалов дела на заседании Суда и составления проекта итогового решения (ст. 49 Закона о Конституционном Суде). Судья-докладчик обладает правами и обязанностями, определенными в ст. ст. 49, 59, 60, 63 указанного Закона, по подготовке дела к слушанию, созданию условий для эффективного слушания дела палатой Конституционного Суда.

организует проведение экспертиз, получение консультаций специалистов;

До момента рассмотрения дела на заседании Конституционного Суда заявитель вправе отозвать свою жалобу, в связи с чем производство по делу будет прекращено.

В целях реализации указанных задач судья-докладчик осуществляет следующие полномочия:

координирует работу сотрудников Секретариата Суда при подготовке справок и заключений, контролирует сроки исполнения поручений;

устанавливается последовательность рассмотрения отдельных дел;

Определение Конституционного Суда об отказе в принятии жалобы к рассмотрению должно быть мотивированным.

Михаил Кротов — Выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (2008—2012 годы)

За это время Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел 76 дел в открытом заседании с вынесением постановлений и 3 дела с вынесением определений (два о прекращении рассмотрения и одно об официальном разъяснении ранее вынесенного постановления). Полномочный представитель принял участие в рассмотрении 57 дел с проведением слушания и 14 дел в порядке статьи 47.1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»3, по которым им были направлены письменные заключения (они в настоящем сборнике не публикуются).

Полномочный представитель является проводником политики Президента Российской Федерации, наделившего его полномочиями представлять интересы главы государства в Конституционном Суде. Поэтому позиция, высказанная им по проблеме, рассматриваемой Конституционным Судом, фактически, является официальной позицией Президента Российской Федерации – гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого, при оценке конституционности оспариваемых заявителями норм полномочный представитель аргументирует свои доводы, прежде всего, ссылками на Конституцию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, его послания Федеральному Собранию Российской Федерации, Бюджетные послания, выступления и другие материалы, отражающие политику главы государства по тем или иным направлениям правового, экономического, социального и культурного развития страны.

Чуть позже, а именно 24 апреля 1995 года, был учрежден институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации.1

Описание и краткое содержание «Выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации (2008—2012 годы). Сборник» читать бесплатно онлайн.

Выступая по делу о проверке ряда положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина – индивидуального предпринимателя, полномочный представитель, высказал сомнение в соответствии оспариваемого нормативного регулирования принципам справедливости, соразмерности и, как следствие, Конституции Российской Федерации. При этом он ссылался на указы Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и от 19 мая 2008 года № 815 «О мерах по противодействию коррупции», подписанные Д.А. Медведевым в числе первых при вступлении его в должность Президента Российской Федерации в мае 2008 года. Конституционный Суд Российской Федерации согласился с приведенными доводами полномочного представителя8.

Основная деятельность полномочного представителя Президента РФ заключается в подготовке правовой позиции по проблемам, изложенным в материалах обращений, принятых Конституционным Судом РФ к рассмотрению, которая оглашается в судебном заседании или направляется в письменном виде судье-докладчику.

При подготовке аргументации по делам, в которых заявителями подвергалась сомнению конституционность норм Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», касающихся порядка назначения на государственную службу, оснований и порядка увольнения, а также вопросов правового регулирования государственной гражданской службы законодательством субъектов Российской Федерации, полномочный представитель, прежде всего, опирался на позицию Президента Российской Федерации, изложенную им в выступлении 23 июля 2008 года на Совещании по вопросам формирования кадрового резерва управленческих кадров и совершенствования кадровой политики Российской Федерации».9 Президент обозначил, что «одной из задач государства должно являться создание общих подходов нормативного регулирования к формированию резерва кадров и их конкурсного отбора, в результате которого должны определяться и лучшие студенты, и молодые специалисты, государственные и муниципальные служащие…». Такая же нацеленность на формирование сильного кадрового управленческого резерва прозвучала в дальнейшем и в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года.

В предисловиях к предыдущим сборникам выступлений полномочного представителя Президента РФ в Конституционном Суде РФ, вышедшим в 2009 и 2010 годах, уже велась речь о становлении и развитии этого института, о формах участия полномочного представителя в рассмотрении той или иной категории дел, содержании и структуре его выступлений, использовании арсенала научных методов при исследовании доказательств, направленных на обоснование представленной правовой оценки нормативных актов, выявление конституционно-правового смысла оспариваемых заявителями норм права.2

Так, участвуя в рассмотрении Конституционным Судом Российской Федерации ходатайства Верховного Суда Российской Федерации об официальном разъяснении положений пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года № 3-П, в котором содержался вопрос о возможном применении смертной казни в России с 1 января 2010 года, полномочный представитель выразил политическую волю главы государства, направленную на поэтапный отказ от применения смертной казни в России. Принимая во внимание указанную точку зрения, Конституционный Суд подтвердил ее справедливость и обоснованность в вынесенном им Определении4.

В настоящем сборнике помещаются выступления полномочного представителя Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.В. Кротова (далее – полномочного представителя) за период деятельности Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с мая 2008 года по май 2012 года.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

После этого слово предоставляется сторонам. Выступление гражданина сводится к оглашению доводов, подтверждающих неконституционность закона, факт нарушения конституционных прав и свобод гражданина.

любой член (депутат) Совета Федерации или депутат Государственной Думы из числа обратившихся с запросом.

2) по форме нормативного акта или договора;

Определения с положительным содержанием также являются основанием для пересмотра дела заявителя, как и постановления Конституционного Суда РФ, которыми установлена неконституционность нормы или выявлен конституционно-правовой смысл нормы, с которым расходилась правоприменительная практика. В резолютивной части определения с положительным содержанием Конституционный Суд РФ отдельным пунктом указывает, что дело заявителя должно быть пересмотрено.

Жалоба должна устанавливать факт, что оспариваемый правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;

Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Представитель в конституционном суде

Под судом, который может обратиться в Конституционный Суд РФ, можно понимать любой суд судебной системы страны.

Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением .

На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.

Согласно ст. 53 Закона «О Конституционном суде РФ» все стороны конституционного судопроизводства представлены в виде следующих лиц:

До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

5) нормы Конституции Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном суде», дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

Proudly powered by WordPress