Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Правило простое и сложное предложение 5 класс

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений.

Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой.

233. Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений по плану, приведённому в упр. 232.

Утка в дудочку играет, а утята подпевают.

232. Прочитайте предложение и дополните описание его схемы.

Я думаю, поэт хотел словами нарисовать нерадостную красоту осени. Уже опали листья, вершины деревьев обнажились в саду. Георгины «дыханьем ночи обожгло», потому что в сентябре ночи уже холодные. Все простые предложения связаны по смыслу и создают единую картину — картину ранней осени. И поэтому данное четверостишие — одно сложное предложение.

А точка здесь всего одна. Неужели это одно предложение?

Это сложное предложение состоит из ___ ___, связанных друг с другом интонацией и союзом ___. В первом предложении подлежащее —___ ___, а сказуемое —____ ___. Во втором предложении главные члены — ___ ___. В конце сложного предложения стоит знак ___ ___.

«Осыпал лес свои вершины». Подлежащее — (что?) лес, сказуемое — (что сделал?) осыпал.

Образец рассуждения. в предложении К нам в заплаканные окна равнодушно дождь стучится одна основа — дождь стучится. Это предложение простое.

Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией.

Елена Ивановна, я вчера читала стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета про осень. Удивительно, что в одном четверостишии поэт сумел сказать сразу о лесе, саде, сентябре, о георгинах.

      помощью сочинительных и подчинительных союзов.

      Сложным называется предложение, состоящее из двух и более

      называется бессоюзным сложным предложением:

      1. Язык существует чтобы люди могли общаться друг с другом. 2. Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят степные орлы пролетают кулики и чибисы. 3. Мальчик не подобрался к самой воде потому что лёд ломался. 4. Всё притихло в ожидании грозы и только изредка налетал ветер. 5. Ялта была едва видна сквозь утренний туман на вершинах гор неподвижно стояли белые облака. 6. С неба сбежали тучи и над просыхающей землёй засияли солнечные дни.

      Правило простое и сложное предложение 5 класс

      Подчеркните грамматические основы в предложениях.

      сочинительными союзами, называется сложносочинённым предложением:

      Простые предложения в составе сложного могут связываться с

      1. Море покрылось багрянцем навстречу солнцу поднимались розовато-дымчатые облака. 2. Солнце давно уже село и на всей земле лежала сплошная серая тень. 3. Музыка оборвалась когда в окнах заполыхал багровый закат. 4. Шли частые дожди и на берёзовых листьях появилась первая желтизна. 5. Сумерки медленно и тихо наползали на тайгу и постепенно тускнела яркая голубизна неба. 6. Бушевала буря и хлестал громко дождь.

      подчинительными союзами, называется сложноподчинённым

      Кликая несколько раз по нужному слову, выберите графическое обозначение.

      Контрольная работа 5 класс русский язык Простое и сложное предложение

      2 .По схеме определите вид сложного предложения:

      1)Появилась в каморке Муму, и одинокая и безрадостная жизнь Герасима изменилась.

      3 ) , и . — ____________________________________________________________

      8) В трактире знали Герасима и понимали его знаки.

      2) , потому что ( ) . — _____________________________________

      7) Толпа разошлась, а Гаврила вернулся домой.

      6) Ерошка взял палку и сел на последнюю ступеньку лестницы.

      4) Сердечность доброту Герасима И.С. Тургенев противопоставляет жестокости помещицы. _________________________________________________________

      3 .Обведие в кружочек сложные предложения.

      3) Ребята о чём заставляет задуматься этот рассказ?_________________________________

      1.Чем отличаются сложные предложения от простых?_____________________________ _____________________________________________________________________________

      Ф.И. учащегося ____________________________________ Класс ____ Дата _____

      В. Все чувства могут привести к любви, к страсти, все ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх… («Путь к любви»)

      Б. Разумеется, всё это ни к чему не послужило. («Повесить его!»)

      А. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

      А . Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки… («Деревня»)

      А. Жаворонки звенят; воркуют зобастые голуби; молча реют ласточки… («Деревня»)

      2. Найдите предложение с однородными обстоятельствами.

      Вдруг какой-то человек подошел сзади ( ) и стал со мною рядом. («Христос»)

      Б. Они свидетельствуют о том далеком времени, когда только что начинал твердеть расплавленный гранит и весь горел огнистыми цветами. («Камень»)

      Примечание: языковым материалом для составления данной работы послужили стихотворения в прозе И.С.Тургенева.

      Б. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака… («Голуби»)

      Б. Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела. («Повесить его!»)

      Тестовая работа по теме — Простое и сложное предложения — (5 класс)

      6. Отметьте сложносочиненное предложение.

      У этого предложения две части. Основа первой части — поезд остановился , основа второй части — пассажиры вышли . Две части сложного предложения соединены сочинительным союзом и , поэтому это сложносочиненное предложение.

      Я сижу в своем саду, горит светильник . (И. Бродский)

      Поезд остановился, и пассажиры вышли из вагона.

      Одной главной части может подчиняться несколько придаточных предложений. О видах подчинения в предложениях с несколькими придаточными читайте в отдельной статье .

      Сложное предложение — предложение, у которого две или более грамматические основы.

      Порядок частей сложноподчиненного предложения не имеет значения: придаточная часть предложения может стоять перед главной частью или находиться внутри главной части.

      В этом предложении две грамматические основы: я знаю и я не знаю , — поэтому это сложное предложение.

      Это сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

      В этом предложении три части. Основа главной части — я знаю , основа первого придаточного — зовут , основа второго придаточного — ты живешь . Оба придаточных зависят от сказуемого главной части знаю и отвечают на вопрос что? Хотя вторая и третья часть соединены сочинительным союзом и , все предложение в целом является сложноподчиненным.

      Сложноподчиненное предложение — это союзное сложное предложение, в котором одна часть зависит от другой. Части сложноподчиненного предложения соединены с помощью подчинительных союзов ( что , если , потому что , когда и др.) или союзных слов ( который , какой , что -местоимение и др.).

      Виды сложных предложений

      Основа главной части — животные не приспособлены , основа придаточной части — которые родились . Части предложения соединены союзным словом которые . От главной части к придаточной можно задать вопрос: животные — какие? — которые родились в зоопарке.

      У этого предложения две части. Основа первой части — я смотрю (и) вижу , основа второй части — идет снег . Между двумя частями сложного предложения нет союзов.

      В период Олимпийских игр проводились разные соревнования. 2 станция «Осложнённая».

      МАРАФОН – 1. Спортивный бег на длительные дистанции; Лыжный, конькобежный марафон. 2. перен. — длительный и напряжённый ход чего- либо. Рабочий марафон в конце года.

      Презентация на тему: Простые и сложные предложения 5 класс

      Осложнение простого предложения: Однородные члены предложения. Вводное слово. Обращение.

      Ответы :1 б – простое2 а – ССП3 г – СПП4 в – простое с ОЧ5 е – СПП6 д — БСП

      Карта-схема Старт 1 8 км 2 9 км 10 км БСП СПП ССП 3.ГородСП 4 10км 5 км 5. ФИНИШ

      Спорт в Греции — сила и ловкость — оливковое масло мчался стремительно богатые греки бить хлыстом устраивались на ипподроме

      Спортивные соревнования изобрели греки. Они молодцы! Греки назвали их «агоном». Название интересное. Эллины разработали строгие правила и вели списки рекордов. Агоны проводились в большом количестве. И конечно же, выявлялись победители. Но главное – участие. 1 станция «Распределительная».

      Ответы:Ответы: Вариант1 Вариант2 1.А-1б. 1.Б-1б. 2.Б-1б. 2.А-1б.3.А2,Б2,В1,Г3-4б. 3. А2,Б2,В1,Г3-4б. Оценка:«5» — 6 баллов«4» — 4-5 баллов «3» — 2-3 балла

      1. В Марафонской долине 13 сентября 490 г.до н.э. произошла 2. Греки отважно сражались 3. Чтобы сообщить всем о великой победе 4. Он безостановочно пробежал от города марафона до Афин 5. А пробежал воин около 40км 6. До Олимпийских игр в Афинах такой спортивной дисциплины не было вовсе А.и это была их первая серьёзная победа. Б.одна из крупнейших битв периода греко-персидских войск. В.вбежал на площадь и упал замертво. Г.греки отправили афинского воина Филипидиса в Афины. Д. именно поэтому в составе Олимпийских игр проводится спортивное состязание – марафонский бег. 4станция «Собирательная»

      Предложения Распространённые Нераспространённые

      3 станция « Город СП». ССП СПП БСП И А НО ДА ИЛИ ЧТО ЧТОБЫ КАК ГДЕ КОГДА и другие ,;:-

      Цели урока: 1.Обобщить знания по теме «Простые и сложные предложения». 2.Уметь находить их в тексте и применять в своей речи. 3.Формировать умения работать в парах и группах.

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Проверь себя 2. Определи количество запятых в предложении Пшеницу рожь овёс ячмень убрали люди с поля. А.0 В.2 Б.1 Г.3

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Морозы на окнах узоры рисуют, на реках мосты строят. Простое предложение с однородными сказуемыми Одна грамматическая основа ,

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      4.Найди простое предложение с однородными подлежащими Сила, свет, красота ночи стали ослабевать. Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. Выполни задания

      Проверь себя 3. Определи количество запятых в предложении Вечером Валя надела пальто взяла муфту повязалась платком и вышла на улицу. А.0 В.2 Б.1 Г.3

      Презентация по русскому языку Простое и сложное предложение (4 класс)

      2.Найди простое предложение После знойного лета наступила золотая осень. Труд всегда даёт, а лень только берёт. Выполни задания

      3.Найди простое предложение с однородными сказуемыми Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. Зимнее солнце светит, но не греет. Выполни задания

      К уроку: § 3. Сложные предложения с союзами и, а, но

      1) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (А.С.Пушкин)

      9) Вскоре машина застопорила и катер медленно начал причаливать к берегу.

      4) Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь. (А.С.Пушкин)

      8) Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.

      6)Он знал, что до сих пор его лучшая картина еще не написана, и поэтому искренне удивлялся шуму, который все чаще подымался вокруг его вещей. (К.Паустовский)

      3) Не одежду, а ум надо украшать. (Пословица)

      3) Петушок угомонился, шум затих, и царь забылся. (А.С.Пушкин)

      7) Я люблю сказки про птиц или про животных.

      1) Улетают журавли, и низкие осенние облака заволакивают небо.

      6) На ручей рябой и пестрый за листиком летит листок.

      2) С неба льются горячие лучи солнца, и золотится спелая рожь.

      Сложные предложение и простые с союзами 10 и сложных и простых предложений помогите 5 класс

      5) Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта. (А.Чехов)

      Наступила осень. Птицы улетают в теплые края. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются.

      Выписать номера простых предложений . Знаки препинания не расставлены.

      Научиться расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях.

    • 3.Найдите в тексте нераспространённое предложение. Напишите его номер.
    • МБОУ «Новоубеевская основная общеобразователная школа» Дрожжановского муниципального района РТ

      2.Листья лежали на дороге на крышах домов.

      Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе Простые и сложные предложения

      Цель урока : закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.

      4. Лес обнажился, часто идут нудные дожди.

      3.Наступили осенние дни и по небу поплыли серые облака.

      • 4.Среди предложений 1,3,4 найдите такое, в котором есть обстоятельство, выраженное именем существительным. Напишите его номер.
      • 2.Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.

        ЗАДАНИЕ: СПИСАТЬ, ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ПОДЧЕРКНУТЬ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОСТАВИТЬ СХЕМЫ. ВЫРАЗИТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ. 1. З Е МЛЯ НАМОКЛА, ПОТОМУ ЧТО БЫЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ. [ ― ═ ] , (ПОТОМУ ЧТО ═ ― ) ( СЛОЖНОЕ) 2. УЛ Е ТЕЛИ ПТИЦЫ, И ЛЕС ОПУСТЕЛ. 3.ПОДУЛ Х О ЛОДНЫЙ В Е ТЕРОК И ОБОРВАЛ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТОК.

        Учитель: Чем простое предложение может ещё осложнено? Посмотрите на схемы.

        2) развивающие: развитие монологической речи; выполнение заданий творческого характера, отработка умения выделять главное, обобщать, делать выводы,

        Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина.

        (Проверка. Самоанализ выполненной работы.)

        Выписать номера простых предложений. Знаки препинания не расставлены.

        1. Стояли ясные дни и птицы готовились к отлёту.
        2. Дети собрали букеты из лимонных и красных листьев.
        3. Листья потемнели и шуршат при ветре.

        Учитель: Проверьте свои ответы. Кто себе поставил – “5”, “4”, “3”?

        Учитель: Давайте проверим. (Ученик выразительно читает). Есть варианты? Ответ на Слайде. (Слайд № 12 ) Самооценка отвечающего.

        Продолжительность работы с компьютером: 10 минут (два раза по 5 минут).

        Урок русского языка в 5-м классе по теме — Простые и сложные предложения

        Индивидуальная работа учителя со слабыми учениками

        Необходимое оборудование и материалы для урока:

      • компьютеры, подключённые к сети Интернет;
      • мультимедийный проектор;
      • компьютерная презентация;
      • карточки с заданиями.
      • (Надо написать предложения в соответствии со схемами). Задание выполняйте на карточке.

        (Ответы учащихся, учитель корректирует цели урока) (Слайд № 2)

Proudly powered by WordPress