Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Правила разворотов на перекрёстках

Основные правила разворота на перекрестке и виды перекрестков

Также бывают пересечения дорог с разным количеством полос. В большинстве случаев в такой ситуации разворот будет разрешен только с дороги с меньшим количеством полос, потому водителю с многополосной дороги придется для начала повернуть направо, затем развернуться, а потом повернуть налево, выполнив комплексный разворот. Запрещающими моментами в развороте будут следующие моменты:

Затем вы сможете повернуть налево с этой примыкающей дороги, приняв необходимое направление движения. Если вы не можете определить, позволен ли разворот в определенном случае, воспользуйтесь этим способом и избавьте себя от возможных проблем с инспекторами ГИБДД.

Для начала разговора о разворотах необходимо поговорить о типах перекрестков и некоторых запрещающих моментах для разворота. Наиболее распространенные перекрестки — это пересечения двух дорог с одинаковым количеством полос, одна из которых является главной. Вы можете совершать разворот как с главной, так и со второстепенной дороги.

Интересное видео с увлекательным моментом из правил дорожного движения расскажет вам, как действовать при развороте на разрыве зеленой разделительной полосы.

Вот такие запреты могут существовать на разворот. Если вы хотите выполнить разворот на многополосной дороге, наиболее оптимальным вариантом будет комплексный маневр. Поверните направо на второстепенную примыкающую или пересекающую дорогу, проезжайте несколько десятков метров вперед, а затем выполните разворот при наличии позволяющей разметки.

В водительской практике вы сталкивались с сотнями типов перекрестков. Зачастую это полноценное пересечение двух дорог с одинаковым или разным количеством полос, регулируемые светофорами, знаками или вообще без регулировки движения. Также перекресток может быть Т-образным, что означает примыкание второстепенной дороги к главной. Для каждого случая действуют определенные особенности разворота. Основные правила разворота на перекрестке сегодня будут рассмотрены нами в публикации.

Если вы выбираете малую траекторию разворота, риск выехать на встречную полосу движения намного больше. Ведь при выборе большой траектории можно просто продолжить движение по полосе при отсутствии возможности выполнения маневра. Также нельзя выполнять разворот по двойной сплошной, что обязательно произойдет при выезде на встречную полосу.

  • необходимо выполнить требования знаков и светофора, пропустить все авто, которые едут по главной дороге;
  • далее требуется убедиться, что на пешеходный переход не вышли люди, пропустить людей;
  • при выезде на перекресток можно воспользоваться малой или большой траекторией, исходя из разметки (лучше выбирать большую);
  • необходимо убедиться в отсутствии выезда на встречную полосу движения при выполнении маневра;
  • движение задним ходом на перекрестке запрещено и карается штрафом.
  • знак, который сообщает водителю о запрете разворота на данном перекрестке;
  • еще один знак, требующий движения только в конкретном направлении («Движение по полосам»);
  • наличие дорожной разметки, запрещающей поворот налево и разворот (сплошная, двойная сплошная);
  • отсутствие разрыва в зеленой разделительной полосе на многополосной дороге.
  • Если вы все же выбрали малую траекторию и уже видите, что не впишетесь в нужный круг разворота, просто сдавайте назад. Задний ход на перекрестке будет стоить вам 500 рублей, а вот выезд на встречную полосу может стать причиной лишения водительского удостоверения и штрафа до 5000 рублей. Так что дешевле будет поправить траекторию.

    Часто на дорогах у водителей возникает конфликт с полицией, ведь развороты на перекрестках всегда были самым тонким местом ПДД. Рекомендуем вам полностью разобраться в данной тонкой материи, чтобы не отдавать свои деньги за несовершенные правонарушения. Разворот на перекрестках не просто позволен, он здесь рекомендуется. Но иногда из соображений безопасности лучше совершить более сложный маневр. Обо всех аспектах такого дела мы поговорим в следующих разделах статьи.

    Именно по этим причинам при развороте на перекрестках зачастую неожиданно перед водителем появляется автомобиль ГИБДД с мигалками, требующий остановиться. Чтобы не попасть в данную ситуацию и не стать жертвой выписанного штрафа, необходимо четко соблюдать все требования ПДД по поводу выполнения разворота на перекрестке:

  • Требуется совершать подобный маневр по большой траектории. Если ничего не получится, можно продолжить передвижение по пересекаемому полотну.
  • В ситуации, когда разворот делается на маленькой траектории и не выходит вписаться, оптимальным вариантом станет использование заднего хода.
  • Сначала требуется занять крайнюю левую полосу. Она должна располагаться на дороге с попутным движением. Большинство водителей предпочитают разворачиваться на пересеченном участке по той причине, что они, как правило, обладают большим радиусом. В результате нет необходимости использовать задний ход. Если отсутствует поток машин, водитель может заехать на другую часть дороги.

    Использование неверного способа может привести к нарушениям и созданию ДТП. Кроме того, это влечет за собой строгое наказание. Можно представить ситуацию, в которой два водителя транспортных средств решили сделать разворот на пересечении дорожного полотна, но это у них не получилось. Поэтому они немного выехали на часть дороги, примыкающую слева. Для водителя, который пересек двойную полосу, но не выехал на встречную линию, предусмотрен штраф в размере 1000−1500 рублей. У его напарника дела гораздо хуже. Он выехал с пересечения на встречную линию движения. В таком случае предусматривается штраф в размере 5000 рублей. К тому же за такое нарушение законом предполагается лишение прав на срок до полугода.

    Некоторые водители считают, что для совершения маневра нужно обязательно пересечь половину пути и оказаться в середине. Но выполнять его таким способом нежелательно. В тот момент, когда транспортное средство окажется на разрыве осевой линии, необходимо разворачиваться. В случае выезда в центр другие водители, которые также собираются развернуться, подумает, что планируется поворот налево. В результате возникнет ситуация, когда оба транспортных средства могут столкнуться. Таким образом, создается ДТП. Иногда для совершения разворота понадобится выехать на середину, но это следует делать только в случае необходимости. В ситуациях, условия которых позволяют избежать этого, рисковать не нужно.

    Правила разворота на перекрестке

    Во втором случае штрафа избежать вряд ли удастся, но он будет незначительным, порядка 500 рублей. Если сравнивать с более значимыми нарушениями, это мелочи. В обоих вариантах следует уделить внимание участникам передвижения, иначе можно создать ДТП.

    Каждый водитель знает, что на перекрестке следует быть предельно осторожным, так как на этой части дороги существует большая вероятность ДТП. Разворот на перекрестном полотне нужно совершать по всем правилам, чтобы избежать различных неприятностей. Существуют различные типы пересечения дорог. Чаще всего встречаются полотна с одинаковым или различным числом линий. Они могут контролироваться знаками, светофорами, а могут не содержать регуляторов движения. Кроме того, перекрестки бывают Т-образными. Это означает, что второстепенная дорога примыкает к главной. Каждый тип таких пересечений предусматривает свои особенности.

    Основная задача состоит в выполнении разворота в один прием. Для этого совершается следующее:

    Т-образные перекрестки бывают двух видов:

    Транспортные средства должны разворачиваться в соответствии с установленными Правилами дорожного движения. Наличие горизонтальной разметки упрощает ситуацию, но она в большинстве случаев оказывается стертой. Как гласит пункт 8.6 ПДД, правильный поворот на перекрестках делается так, чтобы при выезде автомобиль не оказался на встречной полосе.

    Такой вид пересечения может быть как с разметкой, так и без нее. Даже учитывая сложности передвижения, присущие второму варианту, штрафа при нарушении не избежать. Кроме того, водителя могут лишить прав на определенный срок, что приводит к невозможности эксплуатации транспортного средства.

    1. Подъезд к перекрестку и снижение скорости автомобиля.
    2. Выбор удобного места для совершения маневра.
    3. В случае примыкания дороги справа нужно заехать на нее и выполнить круговой маневр.
    4. Если дорожное полотно прилегает слева, необходимо сильно прижаться к правой части и совершить маневр с заездом на нее.
  • примыкающая дорога размещена с левой стороны;
  • прилегающее полотно расположено справа.
  • Давайте вспомним пункт 8.6 правил дорожного движения:

    Давайте рассмотрим несколько неправильных траекторий, разворот по которым может привести к весьма существенным наказаниям:

    В тексте этой статьи рассматривался замечательно оформленный перекресток, на котором была четко видна разметка. Однако на практике перекресток может быть абсолютно другим.

    Оптимальная траектория разворота на перекрестке должна пройти таким образом, чтобы автомобиль не выехал с пересечения проезжих частей раньше намеченного места:

    Напомню, что при выполнении разворота на перекрестке необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части попутного направления. Именно это и сделал водитель синего автомобиля.

    Сразу же хочу заметить, что в рамках этой статьи не имеет особого значения, каким является перекресток: регулируемым или нет.

    Разворот на перекрестке

    Итак, на приведенном выше рисунке оба водителя не смогли выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей, поэтому им пришлось немного заехать на примыкающую слева дорогу.

    Будем считать, что водитель синего автомобиля уступил дорогу всем транспортным средствам, которым он должен был её уступить, и ничто не мешает ему выполнить разворот на перекрестке в соответствии с требованями правил дорожного движения.

    Напомню, что ранее уже был рассмотрен разворот на перекрестке с разделительной полосой и сегодня этот маневр затрагиваться не будет.

    Однако сразу же хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что неправильное выполнение разворота даже на самом обычном перекрестке может привести к лишению водительских прав. Так что читайте статью внимательно и не допускайте подобных нарушений.

    Например, можно рассмотреть разворот на Т-образном перекрестке без разметки:

    Хочу обратить Ваше внимание именно на второй маневр, за который возможно лишение прав. Догадаться про подобное развитие событий просто читая правила дорожного движения весьма затруднительно, и сотрудники ГИБДД этим активно пользуются.

    Видеоролик "Разворот на регулируемом перекрестке" (в ночное время)

    Начинаем разворот сразу после окончания сплошной осевой линии.

    Разворот на нерегулируемом перекрестке

    Завершать маневр рекомендуется как можно ближе к правому краю проезжей части, потому что после разворота скорость вашего автомобиля будет небольшой, и вы можете создать помеху для движения других транспортных средств. Заняв крайнее правое положение, вы имеете возможность, никому не мешая, набрать требуемую скорость и при необходимости — перестроиться.

    Итак, перестраивайтесь в крайний левый ряд, не забыв перед этим включить указатель левого поворота и убедившись в отсутствии помех. На перекрестке необходимо пропустить встречный транспорт (если только сигналы светофора или знаки приоритета не дают вам преимущество). Выбрав подходящий момент, включайте первую передачу и, поворачивая рулевое колесо налево, выполняйте разворот.

    Посмотреть видео

    Разворот на перекрестке — маневр, который приходится выполнять довольно часто, поэтому важно уметь делать это безошибочно и оперативно.

    СОВЕТ Если на перекрестке имеется пешеходный переход — это может послужить неплохим ориентиром: сразу за ним можно будет развернуться (как правило, сразу после пешеходного перехода сплошная осевая линия не возобновляется).

    Многие водители полагают, что для выполнения разворота необходимо обязательно выехать на середину перекрестка (по аналогии с левым поворотом), но этого делать не рекомендуется: как только автомобилист достиг разрыва осевой линии, ему нужно начинать разворот. Если вы выедете на середину перекрестка, то водитель следующего автомобиля, который хочет развернуться, может подумать, что вы планируете повернуть налево. Представьте такую ситуацию: вы выехали на центр перекрестка, начали разворот — и тут же обнаруживаете слева от себя машину, которая также выполняет разворот (поскольку ее водитель начал делать это несколькими метрами ранее) и едва не касается своей передней частью вашего автомобиля. Правда, в соответствии с ПДД преимущество в данном случае будет на вашей стороне, но провоцировать возникновение аварийной ситуации ни к чему. Не стоит воспринимать это рекомендацию как догму: в некоторых случаях для разворота все же придется выехать на середину перекрестка.

    Одной из самых опасных ошибок является то, что водитель перед выполнением разворота на перекрестке не пропускает встречные транспортные средства, хотя в соответствии с текущей дорожной ситуацией должен это сделать. Такая ошибка часто становится причиной ДТП (как при развороте, так и при повороте налево).

    . и завершаем маневр ближе к правому краю проезжей части

    . пропустив встречный транспорт, разворачиваемся.

    Довольно часто на перекрестках разрешается выполнение левого поворота не только из крайнего левого ряда, но и из соседнего (поворот, но не разворот!). Некоторые водители пытаются выполнить из этого ряда разворот — и совершают ошибку, которая может привести к аварии. Ведь если из крайнего ряда автомобилист будет поворачивать налево, а вы из соседнего выполнять разворот — траектории автомобилей пересекутся, что может стать причиной ДТП. Поэтому выполнять разворот всегда следует только из крайнего левого ряда.

    Это значит, что преимущество имеет автомобиль, приближающийся справа, а обгон на таком перекрёстке запрещён. Помните, что такой манёвр является небезопасным и может привести к ДТП.

    Часто перед перекрёстками наносится сплошная разметка, которою пересекать категорически запрещено (п. 1.1).

    Повторное совершение подобного правонарушения, влечёт за собой лишение права управления ТС сроком на 1 год, а в случае фиксации данного правонарушения специальными техническими средствами (видеозапись, фото) — к штрафу в 5000 рублей.

    Они отличаются также формой (Т-образные, У-образные, Х-образные и др.). Кроме того, могут быть простыми (при пересечении двух дорог) и сложными (многосторонние, кольцевые, площади, примыкания).

    Если вы совершили обгон на регулируемом перекрёстке, можете попрощаться со своими правами на 4-6 месяцев (ст. 12.15).

    Ещё один нюанс, который нужно знать водителю: главная дорога может менять своё направление – направо или налево. Как расценивать данную ситуацию? Можно ли совершать обгон?

  • если нет светофора либо регулировщика;
  • участник движения едет по главной дороге.
    • вы находитесь на главной дороге;
    • при этом обгон не запрещён соответствующими знаками;
    • это допускает линия разметки.
    • Можно ли обгонять на перекрестке

      А ведь тема перекрёстков на дороге – одна из самых актуальных. Здесь нужно знать не только общие правила, но и многие тонкости. И уж тем более не лететь со скоростью ветра, надеясь на то, что «авось пронесёт».

      Водителю на вооружение: аварийность на перекрёстках увеличивается в разы, если участники движения решаются идти на обгон. Именно под этим словом понимается выезд на встречную полосу.

      До 2010 года под обгоном понималось любое опережение рядом идущего автомобиля, связанное с выездом автотранспорта из своей полосы, но после указанного года трактовка изменилась; теперь под обгоном подразумевается только такое опережение, когда водитель выезжает на встречную полосу.

      А вот опережать другой автотранспорт можно, правда, при наличии 2 и более полос в попутном направлении.

      Так называемое правило «помехи справа». Правило не сложное, но есть некоторый нюанс, когда необходимо совершить разворот на таком перекрестке. Давайте рассмотрим простую схему разворота:

      Приоритет при проезде перекрестка равнозначных дорог определяется п.13.11 Правил:

    • Это не регулируемые перекрестки (при желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика — п.13.3 ПДД)
    • На этих перекрестках отсутствуют знаки приоритета.
    • На пересекаемых дорогах имеется одинаковое покрытие (твердое, либо грунтовое)
    • В соответствии с п.13.11 Правил на этом перекрестке, мы должны пропустить транспортные средства, приближающиеся справа. Справа транспортные средства отсутствуют и можно начинать движение, имея преимущество перед белым автомобилем.

      Кто должен уступить при развороте на равнозначном перекрестке

      13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

      Определим, какие перекрестки являются равнозначными:

      Давайте сначала вспомним, что такое перекресток:

      «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

      В нашем случае при развороте траектории транспортных средств пересекаются при завершении маневра и безусловно преимущество имеет белый автомобиль.

      На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.

      В этой статье мы выясним как определить очередность проезда при развороте на перекрестке равнозначных дорог. Правила проезда перекрестков определяет 13 глава Правил дорожного движения.

      Да, при въезде на перекресток преимущество у автомобиля, совершающего разворот, однако п.13.11 Правил распространяет свое действие на все движение по перекрестку, а не от въезда до выезда. При любом пересечении траекторий в пределах перекрестка равнозначных дорог преимущество имеет транспортное средство, которое приближается справа, вне зависимости от того с какой стороны оно находилось при въезде на перекресток.

      Если т-образный перекресток не регулируется, то разворот на нем выполняется согласно правилам проезда нерегулируемых перекрестков и удобнее всего развернуться тем водителям, кто едет по главной дороге. Если вы подъезжаете к т-образному перекрестку со стороны бокового проезда, который чаще всего бывает второстепенной дорогой, и на перекрестке интенсивное движение, то все зависит от ситуации. Возможно, будет лучше, если для разворота поискать другое место.

      Когда предстоит развернуться на перекрестке с трамвайными путями, нужно учитывать одну особенность. Когда трамвайные пути на дороге выделены конструктивно или отделены от проезжей части сплошной линией разметки, то формально они могут выполнять роль разделительной полосы на этой дороге, поскольку бордюр будет разделять смежные проезжие части. На перекрестке эта формальная разделительная полоса прерывается, так как бордюр постепенно переходит в одну плоскость с остальной дорогой. О том, как выполнить разворот в этом случае, можно прочесть в статье Проезд перекрестков с трамвайными путями.

      Если вы движетесь по дороге с двухсторонним движением и на перекрестке с крайней левой полосы знаками 5.15.1 или 5.15.2 разрешен поворот налево, при этом отсутствует знак 3.19 «Разворот запрещен», значит, разворот разрешается. Наверное, следует напомнить, что запрещающий знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» НЕ запрещает разворот. Но, кроме этого, необходимо еще обращать внимание на присутствие на перекрестке или перед ним предписывающих знаков из группы 4.1.1-4.1.6. Действие этих знаков распространяется на пересечение, перед которым они установлены, и если эти знаки разрешают поворот налево, значит, разворот в этом месте разрешается.

      Если пересекаемая дорога имеет одностороннее движение, то все внимание, опять же на организацию проезда этого перекрестка: направление движения по полосам и наличие знаков, запрещающих разворот.

      Для упорядочения разворота в поперечном направлении (при движении по дороге без разделительной полосы) на перекрестке могут быть установлены предписывающие знаки (рисунок ниже). Поворачивая налево (для разворота) вдоль разделительной полосы, невозможно увидеть, что изображено на знаках слева – видна будет только их обратная сторона. Знак, разрешающий поворот налево (что вверху, посередине) сможете увидеть, скорее всего, когда подъедете к центру перекрестка. Но это прямое подтверждение того, что разворот по короткой дуге в этом случае равен выезду на встречную полосу.

    • Необходимо заблаговременно по правилам перестроения занять крайнюю левую полосу, включив левый указатель поворота;
    • На разрешающий сигнал светофора выезжаете ближе к середине перекрестка. Передние колеса нужно держать в положении «прямо». Дальше середины перекрестка выезжать не следует. Наверняка за вами выстроится очередь для поворота налево, и они еще не знают, что вы собираетесь развернуться. Некоторые водители будут пытаться срезать путь под вашим «прикрытием», поэтому, выполняя разворот, всегда обращайте внимание на то, что творится слева-сзади от вас. Как и при повороте налево, пропускаете встречный транспорт, который движется «прямо». Если встречных машин нет, то можно развернуться сразу, как только выехали на пересечение проезжих частей;
    • Пропустив встречные ТС, и убедившись в том, что никому не помешаете, выполняете разворот. Если к тому времени для вас загорелся запрещающий сигнал, то спокойно заканчиваете разворот, так как автомобили, въезжающие на перекресток на разрешающий сигнал с других направлений, обязаны дать вам завершить маневр. Но в подобной ситуации вам нужно быть предельно внимательным;
      • Завершаете разворот, выключаете указатель поворота и следуете далее по своему маршруту.
      • б) хорошо видеть дорожную обстановку вокруг своего автомобиля и быть видимым для других участников дорожного движения.

        Если вы приближаетесь к нерегулируемому перекрестку по главной дороге, то разворот выполняется по тем же правилам, что и поворот налево на нерегулируемом перекрестке:

        Если вы подъезжаете к нерегулируемому перекрестку по второстепенной дороге и на перекрестке интенсивное движение, то от разворота лучше отказаться и поискать для него другое место.

        Если вдруг возникает вопрос на тему: достаточно ли места на перекрестке, чтобы развернуть автомобиль в соответствии с ПДД, рекомендую небольшую статью Хватит ли места для разворота.

        Когда на одной из дорог, а возможно, на обеих дорогах, образующих т-образный перекресток, имеются разделительные полосы, то длинная или короткая траектория разворота будет зависеть от дорожной обстановки, наличия (отсутствия) дорожной разметки, в соответствии с пунктом 9.1 (1) ПДД. Об этих ситуациях можно прочесть в этой статье.

        Выполнение разворота

        Когда движение на т-образном перекрестке регулируется светофором или регулировщиком и разворот не запрещен знаками или разметкой, то разворот выполняется согласно правилам проезда регулируемых перекрестков на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.

        Изменилось начертание знаков «Движение направо» и «Движение налево».

        Из новых правил куда-то исчез знак 4.4 «Движение легковых автомобилей». Видать современным водителям нечего разбираться можно ли тут ехать легковым, грузовым, автопоездом или ещё чем.

        К знакам сервиса добавились следующие. Ну всё таки время не стоит на месте, научно-технический прогресс и всё такое. И вместо ГАИ (Государственной автомобильной инспекции) надпись ДПС (Дорожно-патрульная служба).

        К знакам приоритета добавились следующие.

        Советские правила дорожного движения

        Добавились знаки предписаний движения транспорта, перевозящего опасные грузы

        В целом правила практически не изменились, за исключением некоторой перестановки последовательности изложения материала. Также, в новых правилах добавлены некоторые дорожные знаки, которых не было в правилах дорожного движения СССР. Сами новые знаки мы сравним по-подробнее.

        На Украине красные кресты на знаках почему-то позеленели. Может у местных жителей кровь зелёная? Инопланетяне? И огнетушитель чёрного цвета и тушит чем-то похожим на денежные купюры, как бы намекая: не заплатишь — не потушу. Что ещё раз подтверждает о продажности.

        Добавились знаки «Неровность», «Затор», «Опасная обочина».

        Теперь по-поводу отличий в дорожных знаках между советскими и современными русскими правилами.

        Среди табличек также появились некоторые дополнительные.

        Также начертание некоторых запрещающих знаков изменилось

        О приоритете сигналов регулировщика. Согласно пункту 7.7 ПДД СССР «водители и пешеходы обязаны выполнять сигналы и указания регулировщика, несмотря на то, что они противоречат сигналу светофора, дорожным знакам и разметке». Эти же положения зафиксированы и в пункте 6.15 ПДД РФ и в пункте 8.3. ПДД Украины. Также, хочу заметить, что в том же пункте 8.3 украинских правил помимо этих положений есть дополнение, что «сигналы регулировщика имеют преимущество перед светофором и дорожными знаками приоритета». Последнее утверждение предполагает, что некоторые требования сигналов регулировщика не имеют преимущества перед знаками отличными от знаков приоритета. То бишь, не являются обязательными к выполнению, что есть ещё одна правовая коллизия, коих накопилось в современном законодательстве великое множество.

    Proudly powered by WordPress