Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Пособие по языку html

Примечание. Гласные о — а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать(-ивать). Например: опоздать (поздний), хотя опаздывать.

Повторительные упражнения по орфографии 185

§ 76. Употребление форм имен прилагательных 348

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 217

§ 55. Обобщающие слова при однородных членах 208

§ 46. Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие 193

§ 37. Отрицательные и неопределенные наречия 127

§ 77. Употребление форм имен числительных 348

§ 61. Обособленные уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения 238

§ 27. Числительные количественные, порядковые, дробные 88

Грамматико-стилистические упражнения 346

Пособие по русскому языку для поступающих в ВУЗы — Розенталь Д

§ 69. Знаки препинания при прямой речи 312

СПРАВОЧНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

57 I Г. л. са, з. л. той к. р. шок Спишите, вставляя пропущенные буквы. У вар. Ст. рик ст. р. жил На полянке ог. род. з. л. нела березка Напишите слова в три столбика. Б. ец, СН. ГОВИК, т. гач,. гл. тать, кл. вать, т. желый. ЗАПОМНИТЕ! 1) На дереве сидит, "Кар, кар!" — кричит. 2) Верещунья, белобока, А зовут её. Спишите пословицу. Сорока скажет вороне, ворона ворону ворон всему городу Уровень Образуйте от данных слов-действий слова-предметы, И вар. Б. жал, кр. чап, Тр. щал, п. щал, др. жал. см. трел. 55

51 те к ним проверочные слова. Поют чижи. Летают стрижи. В лзсу цветут ландыши. I На тропинке появилась трава. В рощах свистят соловьи. оба 97. а) Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. Дуют, х. лодные, ветры. Часто, д. жди, идут. С п. лей, д. вно, хл. ба, убрали. б) В первом предложении подчеркните главные члены. в) Слова второго предложения разделите для переноса. г) В третьем подчеркните слова с двумя гласными. д) Повторите все словарные слова, изученные на предыдущих уроках. Напишите их, выделив орфограммы и поставив ударения. 49

20 — предложение — это группа слов, которые не связаны между собой по смыслу. 3) Напишите мини-сочинения по вопросам: — Куда ходили дети летом? — Много ли они набрали грибов? — Куда зашли дети? — Что с ними случилось? — Испугались ли ребята? — Кто вывел детей на дорогу? 4) Спишите предложения грамотно. Исправьте все ошибки. у воды шумят камыши Волны тихо плещут на берез Уровень 3 1) Из двух утверждений выберите верное: — речь это шум волн, шорох листьев, звон капель; — речь это разговор, рассказ, вопрос. 2) Из трёх утверждений выберите верное. — подлежащее отвечает на вопрос что делает? Сказуемое — на вопросы кто? что? -подлежащее отвечает на вопрос какой? — подлежащее отвечает, на вопросы кто? что? Сказуемое отвечает на вопрос что делает? 18

28 37. Разделите слова в два столбика: май, майка, Илья, судья, Юля, поём, сар 38. а) Первые звуки замените парными глухими. Какие получились слова? Башня, злой, жалость, вея, Галина, Вен б) Запишите их. Уровень 1 Я5, 39. Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков. Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом. I! вар. Кильки, книжка, сахар, сильный, редька, кот. Уровень а) Напишите слова с противоположным значением. I взр. Ложь -. юг -. сладкий -. мелко -. I Прямой -. тонкий -. чёрный -. левый — б) Подчеркните те, в которых букв столько же, сколько и звуков. Уровень Придумайте 2 слова, в которых: Все буквы соответствуют звукам; букв больше, чем звуков. 26

70 3. Запишите слова, которые состоят из двух слогов и которые нельзя перенести. 4. Напишите по одному слову в алфавитном порядке с буквы Н по букву Ф. 5. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы. Перед ними пишите проверочные слова. См. ялся, ст. ят, зам. рзает, ч. рвяки 6 Запишите три слова, в которых количество букв больше, чем звуков. Уроки 33, 34 ( резервные ) ^ «^ Урок 35 Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши Ш В сочетаниях ЖИ — ШИ пишется буква И. X 147. а) Спишите слова. Выделите орфограмму ЖИ — ШИ. I Шишки, лыжи, ужин, Жидкий, ворошить, машина, жилка. шип, кувшин, шить. б) Составьте с одним из слов предложение. 68

24 б) Запишите эти слова в алфавитном порядке. 28. Расположите все слова из стихотворения в алфавитном порядке. Голубенький, чистый Подснежник — цветок, А подле — сквозистый Последний снежок. (А.Н. Майков) Урок 7 Гласи&ве ш ГАЛОПЫ звуги н Гласных звуков в языке 6 При произнесена гласных звуков струя воздуха не встречает преград. Это звуки: А, О, У, Ы, Э, И. Гласные образуют слог. Сколько в слова гласных звуков, столько в слове и слогов. В русском языке 10 гласных букв: А

44 Безударные гласные в вшрне слова Ш Чтобы правильно написать безударные гласные о, а, е, и, я в корне слова нужно или изменить форму слова, или подобрать однокоренное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение. Например: вода — воды, зима — зимний. ёзаполните! Если безударная гласная не проверяется ударением, то ее надо запомнить или посмотреть в словаре. Урок 17 Проверяемые, непроверяемые безударные гласные в корне слова X 77. а) Проверьте безударные гласные. Поставьте ударение. Дворы, сады, мячи, грибы, следы, моря. б) Выделите корень. 78. а) Спишите сначала проверочное слово, а потом слова с безударной гласной. Варка, варенье, варить, повар 42

67 Уровень а) Спишите, заменяя выделенные слова противоположными по значению. Сладкая ягода, слабый голос, большой дом. И вар. Весёлый рассказ, ближний лес, здоровый ребёнок. б) Подчеркните мягкий знак. Уровень Составьте 3-4 предложения сданными словами и запишите их. Деньки, школьники, коньки, по льду. Ш 146. а) Запишите слова в два столбика. Достань, серенький, надень, стальной, беленький, жильцы, брось, возьми, ехать, слабенький, коньки, учительница, плыть, мыльница, хорошенький, читать, мельник. б) Подчеркните мягкий знак. в) Придумайте и запишите по 2 слова в каждый столбик. г) Напишите любые 7 словарных слов

37 Состав слова (корень, окончание, основа) У р о к 14 Окончание и основа 1У слоц есть две части: основа и окончание. Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Основа — это все слово без окончания. 56. а) Прочитайте. Чеснок. В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Раньше чесноком лечили кашель. б) Выпишите слово, которое повторяется во всех трёх предложениях. Выделите в нем основу и окончание. 57. а) Спишите слова. Кошка, кошки, с кошкой. Весёлая, весёлое, весёлые. Закопает, закопаю, закопаешь, закопа б) Выделите окончания и основу. 58. а) Измените слово по числам. Вода, морской, летает. б) Выделите окончание и основу. Уровень 1 >^59. а) Спишите слова. I Парта, партой, Высокая, высокий у парты. высокое. >* 35

73 Ш 153. а) Вставьте в данные слова сочетания ЖИ или ШИ. Малы. эта. гру. ер. лу. тель, ма. на. ло. р, ко. ца, о. бка. б) Напишите все изученные словарные слова. Урок 36 Упражнение в написании слов с сочетаниями ча-ща В сочетаниях ЧА — ЩА пишется буква А. X 154. а) Спишите слова. Чай, часы, роща, чаща, чашка, дача. 6) Выделите орфограмму ЧА — ЩА а) К данным словам напишите слова которые обозначают детёнышей. Волк, заяц, галка. б) Выделите орфограмму ЧА — ЩА Запишите слова в два столбика. Туча, кричат, рычат, отвечал, площадка, задача. 71

31 6) согласные х, ц, ч, щ не имеют своей пары по глухости-звонкости. 2. а) Зсо гласные з русском языке йотированные. 6) Не все гласные в русском языке йотирозаниые. 3. а) Согласная буква обозначает твердый зьук только в том случае, если после неё идет гласная первого ряда. б) Согласная буква обозначает твердый звук не только в том случае, если после неё идет гласная первого ряда. 4.а) Мягкий и твердый знаки иногда обозначают какой-либо звук. б) Мягкий и твердый знаки никогда не обозначают никакого звука. 5. В каком из слов все гласные — показатели мягкости согласного? а) каюта; 6> ветки; в) вёдра. 6, Сделайте транскрипцию слова баян. Уровень 3 Выберите верное утзерждение. 1.а) Сонорные согласные имеют пару по глухости-звонкости. 6> Сонорные согласные не ммеют пару по глухости-звонкости. 29

54 я<и04.а) Спишите, вставив пропущенные гласные. В скобках напишите проверочные слова. Ст. ляр сделал стол. Дв. рняжка стережет двор. С.довник вырастил сад. В к. рмушке был корм. В с.лонку насылали соли. Из к. нюш.чи вышел конь, Щ В первом, втором, третьем предложении выделите главные члены. е) Во всем тексте подчеркните предлоги. г) Повторите словарные слова, выученные на этом уроке. Запишите их, выделив орфограммы. Урок 21 Безударные ГАЖштт ш корне дева X 105. Спишите, вставив пропущенные гласные. В скобках пишите проверочные слова. На л. спой п. ляне ж. вет л. сник. Вд. ли в. днелись е. рхушки т..молей Спишите, выделив все орфограммы. У школы большая гора. Весь день на горе толпа детей. Стрелой летят санки вниз. 52

Posted in Без рубрики
Proudly powered by WordPress