Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль

На самом деле методов расчета заветного коэффициента более чем достаточно для того, чтобы выбрать из представленного перечня наиболее подходящий и доступный.

  • несмотря на свою безвозмездность, он носит принудительный характер;
  • изымается в неэквивалентном соотношении;
  • осуществляется с определенной регулярностью.
  • И еще один небольшой секрет – чем ближе к граничному сроку выплачены в бюджет обязательства, тем дольше эти деньги остаются в распоряжении предприятия и, возможно, вполне законно при их помощи повысить оборотность активов.

    Можно сказать, что в мире есть масса способов расчета этого коэффициента. Каждая школа налогового планирования пытается вывести свой метод исчисления и по сей день, но у нас, к сожалению, нет возможности описать каждый из них, поэтому перейдем к роли бремени для современных субъектов хозяйствования.

    Какие прессы обычно уменьшают? Как правило, наиболее сильно субъекта хозяйствования волнуют только некоторые выплаты, поэтому и уменьшается соответствующая налоговая нагрузка — налог на прибыль и добавленную стоимость, о них и поговорим подробней.

    Что же касается налогового бремени относительно НДС, то оно представляет собой соотношение между суммой уплаченного налога на добавленную стоимость за отчетный период и общей массой пополняемых бюджет обязательствами.

    Налоговая нагрузка

    Помимо того что сумма выплаченных обязательств участвует в расчете коэффициента относительности внутри активов субъекта хозяйствования, фискальные органы ведут свою статистику, которая отталкивается от такого показателя, как налоговая нагрузка по видам деятельности.

    Бремя по налогу на прибыль также представляет собой некое соотношение между суммой выплаченных обязательств и массой скорректированного валового дохода за тот или иной отчетный период. При этом если у субъекта хозяйствования итоговый показатель подозрительно не соответствует плановому, то представители фискальных органов попросту имеют полное право не принять отчетность. Поэтому с уменьшением гнета не совсем выгодно перестараться, а наоборот, это еще может и вызвать лишнюю головную боль и хлопоты.

    Итак, мы уже выяснили, что многие субъекты хозяйствования максимально уменьшают ставку налогового бремени. Это позволяет оптимизировать производственный процесс и повысить ликвидность оборотных активов. Но можно сказать, что низкая налоговая нагрузка – это индивидуальный труд экономистов каждого предприятия в отдельности, поскольку сложно найти в открытом доступе какие-либо официальные методические пособия, указывающие на то, как рассчитывается среднеотраслевое бремя фискальными органами.

    Поэтому современные субъекты хозяйствования делают все возможное, чтобы налоговая нагрузка стала меньше, все это влечет за собой оптимизацию функционирования собственных финансовых ресурсов без привлечения заемного капитала. Иными словами – ищут лазейки в действующем законодательстве.

    Налоговая нагрузка, или как мы ее еще будем называть в данной статье – пресс, гнет и бремя, представляет собой некую сумму обязательств предпринимателя перед государством, которая соизмеряется в денежном эквиваленте и включает в себя все начисленные взносы в бюджет за определенный промежуток времени.

    Не совсем корректно утверждать, что налоговая нагрузка как предмет регулирования современного бизнеса подкреплена какими-либо нормативно-правовыми актами. Скорей, эти документы можно назвать методическими пособиями, поскольку в нынешних нестабильных рыночных отношениях сложно предугадать, каким будет состояние той или иной отрасли в последующем году.

    Согласно закону о персучете работодатель при увольнении сотрудника обязан выдать ему копии персонифицированных отчетов (в частности, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ). Однако эти формы отчетности списочные, т.е. содержат данные обо всех работниках. А значит передача копии такого отчета одному сотруднику – разглашение персональных данных других работников.

    2.6. В 2016 г. организация применила амортизационную премию в размере 30% стоимости построенного здания производственного цеха.

    Показатель налоговой нагрузки по налогу на прибыль

    2.3. Повышением цен на закупаемые сырье и материалы, что в целом повлекло за собой увеличение расходов организации на 10% по сравнению с 2015 г.

    Налоговая нагрузка — это процентное отношение суммы уплачиваемых организацией налогов к сумме выручки по данным бухгалтерской отчетности.

    1. Снижение доходов произошло в силу следующих обстоятельств.

    Налоговую нагрузку по налогу на прибыль можно рассчитать по формуле:

    2.2. Увеличением платы за арендуемое организацией производственное оборудование.

    В связи с этим у организации нет обязанности по уточнению налоговых обязательств за указанный период п. 1 ст. 81 НК РФ .

    2.1. Ростом цен на ГСМ и запчасти для транспортных средств организации.

    Налоговую нагрузку организации ИФНС признает низкой, если ее значение меньше средних показателей по соответствующей отрасли. ФНС ежегодно определяет такие показатели и должна публиковать их до 5 мая на своем официальном сайте п. 6 Приказа ФНС от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ .

    по п. 1.2 — копия приказа директора ООО "Альфа" от 01.09.2016 N 12-п о снижении отпускных цен на реализуемую продукцию;

    ООО "Альфа" занимается ресторанным бизнесом и применяет ОСН. Выручка компании по строке 2110 отчета о финансовых результатах за 2016 г. — 50 млн руб. По данным налоговых деклараций за 2016 г., организация исчислила к уплате:

    1) кредиторская задолженность по уплате налогов за минусом НДС по приобретенным ценностям — НЗ:

    Г) при корректировке только в неналоговых факторах 4096 / 1218 * 100% = 336%

    в базисном периоде: 3,06 млн руб. : 16,94 млн руб. = 0,18 %;

    А) по первоначальному варианту бизнес-плана 4005 + 2720 + 1265 = 7990 тыс. руб.

    Г) при корректировке только в неналоговых факторах 2427 + 1986 – 2720 = 1693 тыс. руб.

    Усложним задачу выявления изменений показателей налоговой нагрузки во времени.

    А) по первоначальному варианту бизнес-плана 4983 * 0,24 + 56 + 13 = 1265 тыс. руб.

    1) денежный поток организации по налоговым издержкам — Ндп:

    А) по первоначальному варианту бизнес-плана 28 925 — 22 324 – 832 – 786 = 4983 тыс. руб.

    А) по первоначальному варианту бизнес-плана 4983 – 1265 = 3718 тыс. руб.

    Б) по скорректированному варианту бизнес-плана 2427 – 524 = 1903 тыс. руб.

    Тема 6

    Вывод: при снижении ставки НДС с 20 до 18 % снижения коэффициента налогообложения выручки не наблюдается, что связано с прекращением реализации продукции, облагаемой НДС по ставке 10 %.

    Официальная (универсальная) методика расчета величины налоговой нагрузки, которую использует ФНС России в рамках контрольных мероприятий, определена в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ и отражена в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок , утв. Приказом ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г. ( письмо ФНС России № ЕД-3-3/1026 от 22 марта 2013 г. ).

    Налоговая нагрузка в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) по отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям не является общедоступным критерием.

    – в общую сумму уплаченных налогов не включаются страховые взносы. При этом в расчет нужно включать суммы, начисленные за предыдущий период, но перечисленные в этом году, и не включать суммы налогов за текущий период, которые фактически будут уплачены в следующем году;

    Ответ на данный вопрос содержится в Сервисе по следующей ссылке:

    Организацией были уплачены налоги в сумме 2 523 080 руб.

    – бухгалтерскую выручку нужно брать по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за минусом НДС и акцизов.

    Налоговая нагрузка организации составляет 24,7% (2 523 080 руб. : 10 215 400 руб. × 100%).

    Такой информации в свободном доступе найти не удалось.

    Выручка ООО «Гамма» в 2014 году составила 10 215 400 руб.

    Среднеотраслевой показатель по нагрузке по налогу на прибыль

    Одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, может являться налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) .

    Вместе с тем существуют и иные варианты расчета налоговой нагрузки. В частности, у многих организаций прочие доходы, не учитываемые в составе выручки, составляют значительную величину. Поэтому на практике может применяться еще одна методика расчета, по которой при использовании формулы, указанной выше, в знаменателе помимо выручки учитываются иные доходы, отражаемые в отчете о финансовых результатах.

    Общая сумма налогов, уплаченная в бюджет в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря)

    Налоговая нагрузка = Сумма налогов, уплаченных за год / Выручка за год по данным бухучета (без НДС) Х 100%

    В сумму налогов не включайте НДФЛ, НДС, перечисленный в качестве налогового агента, а также все страховые взносы. Итог сравните со средним значением по вашей отрасли. Безопасный результат — тот, который полностью совпадает с критерием ФНС.

    Рентабельность активов. Для расчета вам нужны: прибыль (строка 2300 Отчета офинансовых результатах) и валюта баланса (строка 1600 баланса). Формула такая:

    Для расчета вам понадобятся: выручка, проценты к получению, прочие доходы (строки 2110, 2320, 2340 Отчета о финансовых результатах) и суммы уплаченных налогов (карточка счета 51 в корреспонденции со счетом 68).

    Результаты тоже сравните со среднеотраслевыми. Здесь допустимы отклонения. Инспекторы возьмут на заметку те компании, рентабельность которых отклоняется от нормы более чем на 10 процентов, особенно если есть убыток. Как правило, низкая налоговая нагрузка сопровождается и низкой рентабельностью, поэтому здесь подойдут аналогичные объяснения отклонений.

    При наличии любых отклонений инспекторы обязательно заинтересуются причинами. Особенно если в динамике за три года нагрузка падает. Падение или любое отклонение в низшую сторону всегда можно обосновать. Например, тем, что компания открыла долгоокупаемые проекты, расходы по ним большие, а прибыли пока нет или она невысокая. Другие причины — закрытие некоторых направлений бизнеса, секвестирование производства, снижение цен для удержания клиентов, падение покупательского спроса. Всегда можно ссылаться на то, что у компании есть план по увеличению прибыли и, соответственно, налоговой нагрузки. Например, планируется открывать новые проекты, выходить на рынок в другие регионы, поднимать цены, оптимизировать расходы и т. д.

    Выездные проверки: безопасные показатели налоговой нагрузки и рентабельности

    Данные возьмите из Отчета о финансовых результатах: себестоимость продаж, прибыль, коммерческие и управленческие расходы (строки 2120, 2200, 2210, 2220).

    Рентабельность продаж. Рассчитывайте ее по формуле:

    Рентабельность активов = Прибыль за год до уплаты налогов / Стоимость активов Х 100%

    Рентабельность продаж = Прибыль от продаж товаров, работ, услуг / Себестоимость товаров, работ, услуг Х 100%

    Возможно, ваши обоснования устроят налоговиков, и они не станут назначать выездную проверку. Но в любом случае требовать от вас искусственно довести нагрузку до среднеотраслевой и доплатить налоги инспекторы не вправе.

    Налоговая нагрузка. Определяйте ее по формуле:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2016 год по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за 2015–2017 годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.
  • Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 году (формула)

    Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;

    Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • Приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@, его приложение № 3, отражающее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Эти данные можно также увидеть на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/).
  • До 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, содержавшее формулы расчета налоговой нагрузки применительно к некоторым конкретным налогам и отдельным видам налоговых режимов. Его действие отменялось поэтапно (письмами ФНС от 21.03.2017 № ЕД-4-15/5183@ и от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
  • С 25.07.2017 – письмо ФНС России «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам» от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, регламентирующее порядок работы соответствующих комиссий, проводящих в ходе этой работы анализ динамики тех показателей хоздеятельности налогоплательщиков, от которой зависит уровень их налоговой нагрузки. Здесь же (в приложении 7) приводятся и формулы расчета налоговой нагрузки, аналогичные тем, которые имелись в письме № АС-4-2/12722. В сравнении с письмом № АС-4-2/12722 в письмо № ЕД-4-15/14490@ добавлены положения в части анализа данных, получаемых в связи с отчетностью по страховым взносам, с 2017 года сдаваемой в ИФНС.
  • В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.

  • анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
  • планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
  • анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.
  • В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:

    НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).

    Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.

    НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).

    • высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
    • максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.
    • При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

      Анализ показывает, что в нормативных актах срок и показатель "чистое налоговое обязательство" отсутствует. Хотя практически он рассчитывается в декларации по НДС Поэтому с целью упорядочения терминологии налогового учета уместно ввести такой срок и показатель в законодательное поле. Практики таким образом смогут отличать сумму общего налогового обязательства по НДС (итог раздела i декларации) от суммы к уплате (раздел III декларации).

      Налоговая нагрузка на налогоплательщика в литературе рассматривается как фактор влияния с двух сторон: на объемы поступлений в бюджет и на деятельность субъектов хозяйствования, инвестиционный и потребительский спрос. В зависимости от задачи А. Тимченко предлагает показатель налоговой нагрузки рассчитывать на разных уровнях:

      Во время анализа необходимо принимать во внимание недостатки каждого из них и выбрать более универсальный показатель с позиций налогообложения. Недостатком данных бухгалтерских счетов класса 7 является то, что их совокупная величина не всегда учитывается в налоговом учете доходов. Недостатком объема поставки (товаров, услуг) в соответствии с нормами НДС является то, что такая база используется только для одного налога — НДС Этот показатель может иметь значительные колебания в зависимости от видов деятельности налогоплательщика и неполное отражение в учете и отчетности плательщиков (за счет импортных операций, исправление ошибок и других случаев корректировок объемов поставок). Кроме того, не все предприятия могут быть плательщиком НДС

      Если сравнить этот показатель с тем, что предлагает О. Тимченко, то имеющиеся различия в знаменателе. Исследования указывают, что на микроуровне целесообразно брать его как сумму совокупного дохода по данным налоговой декларации по налогу на прибыль, а не валового дохода.

      Расчет и контроль показателя налоговой нагрузки налогоплательщика на макроуровне относится, прежде всего, в функции налогового органа. Однако независимые аудиторы, предоставляя услуги в форме проверок налоговых деклараций как предупредительная мера, имеют право осуществлять аналогичную работу. Цель этой работы состоит в выявление негативных сторон системы налогообложения конкретного налогоплательщика и высказывании советов и рекомендаций (обоснованной мысли) относительно оптимизации его системы налогообложения. Такая работа направлена на исполнение налоговой обязанности налогоплательщиком в размерах, определенных законодательными нормами, то есть установление истины в отношениях налогоплательщика и государства. Следовательно, она должна осуществляться в интересах обеих сторон налогового процесса.

      Во-первых, всеохватность, то есть он должен охватывать все налоги, сборы, взносы, которые начисляются и уплачиваются плательщиком в соответствии с законодательством в отчетном году. К этому перечню следует отнести не только налоги, которые уплачиваются в бюджет и регулируются органами ГНС, но и социальные взносы. С позиций бухгалтерского учета, это платежи, которые учитывают на счетах 64 "Расчеты по налогам и платежам" 65 "Расчеты по страхованию" (кроме индивидуального и имущественного страхования). Такой подход обоснован тем, что для бизнеса все эти платежи являются однорядными налогами, которые уменьшают прибыль предпринимателя.

      Алгоритм расчета показателя КИШ заключается в делении суммы чистого налогового обязательства каждого показателя (налога, сбора, взноса) (числитель) на выбранную базу (знаменатель).

      o налоговая нагрузка на юридических лиц с эффектом перекладывание по аналогичной методике, кроме НДС и акцизного налога;

      в Частности, по НДС за базу целесообразно брать показатель, который свидетельствует о сумму, надлежащую к уплате в бюджет, то есть величину "чистого" налогового обязательства без его корректировок, зачетов. Таким является показатель разницы между суммой налогового обязательства и налогового кредита. В декларации по НДС он отображается в строке 18.1 (положительное значение). Данные строке 18.2 (отрицательное значение) свидетельствуют о возможности возмещения суммы из бюджета, в расчет тоже целесообразно принимать и в итоге за 12 месяцев обобщать с положительными величинами. Если такой итоговый результат за 12 месяцев окажется отрицательным, в базу расчета КПН он не присоединяется.

      o налоговая нагрузка на прибыль как соотношение налога на прибыль в валовой прибыли предприятия [124, с. 400].

      Каким критериям должен соответствовать показатель КПН ?

      Методика расчета и контроль показателя налоговой нагрузки

      Каковы база и источник показателя? Заметим, что КПН следует рассчитывать по каждому налогу (взносу) отдельно и обобщать в единый синтезированный показатель.

    Proudly powered by WordPress