Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Кто правит демократия и власть

народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;

Прямая демократия — это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации. Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

конституционализм, при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом

контроль представительных институтов за работой правительства;

Кто правит демократия и власть

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

Во-первых, в некоторых странах не хватало предпосылок для самоорганизации общества, для развития гражданского общества, для укоренения идеи прав человека. Поэтому властные элиты установили там нераздельную власть. Эти элиты отвергают универсальные принципы уважения человеческого достоинства и гуманизма. Бывает, что не выполняются даже самые минимальные стандарты, а любая критика воспринимается как посягательство на государственный суверенитет и вмешательство во внутренние дела.

участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)

Сегодня уважение прав человека и демократических норм – одно из основных показателей, по которым оценивается степень развития общества и государства. Многие страны мира ставят вопрос уважения прав человека во главу угла своей внешней политики, существует ряд влиятельных правозащитных международных неправительственных организаций.

гарантированный доступ всех социальных групп к политическим институтам;

свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей

— доминирование методов убеждения, согласования, компромисса; отказ от методов насилия, принуждения, пресечения;

есть основания утверждать, что в современном мире происходит отход от основ демократии и обесценивание идеи прав человека, что можно объяснить тремя причинами.

политические свободы, среди которых — право граждан получать информацию из альтернативных источников;

Эта теория включает в себя следующие положения:

свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа:

5) Прямая и представительная демократия

в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти — фирмы, университеты, партии и др.;

Остановимся на основных положениях теории:

право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право «отозвать» депутата. Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, — это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы 8 (Аним. 7).

общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;

Полиархия, как политический режим, включает в себя:

право оппозиции оспаривать решения правительства;

В данной модели демократия рассматривается как универсальный принцип организации всех областей государственной жизни и общественных отношений. Не существует областей, которые были бы изолированы от политики, поэтому все они находятся в сфере демократического политического процесса.

б) экономические: высокий уровень экономического и индустриального развития в целом; рыночная экономика; различные формы собственности; развитость массовых коммуникаций;

Демократия классического либерализма основана на приоритете интересов личности и отделении их от государственных интересов.

— социальная защита со стороны государства;

Представительная демократия – это ограниченная и непрямая форма демократии. Она ограничена постольку, поскольку общественное участие в управлении здесь сведено к эпизодам подачи голосов на выборах через определенные промежутки времени; и она носит непрямой характер, поскольку общество здесь не осуществляет власть, а лишь выбирает тех, кто будет это делать от его имени. Эта форма правления демократична только в тех случаях, когда представительная система располагает действенной и прочной связью между правительством и гражданами. Такая связь часто выражается понятием избирательного наказа, или мандата. Сильные стороны представительной демократии проявляются в том, что она:

— распространение демократии на политику, социальную и экономическую сферы;

Модели демократии

Полиархия – такой режим, при котором политические группы конкурируют друг с другом за избирателей, за власть. Основные принципы теории полиархии (разработана Р. Далем и Й. Шумпетером):

— социальные группы, которые принимают участие в политическом процессе, неравноценны по своему политическому весу. Этот фактор никак не учитывается в механизме народовластия и создает предпосылки приоритетного влияния на власть представителей крупного капитала, ведет к засилью бюрократии, лоббированию интересов военно-промышленного комплекса и других субъектов политики. В конечном итоге политический процесс сводится к согласованию интересов в сфере экономики и системы финансов;

— в ряде кантонов решения по большинству проблем принимаются на общих собраниях открытым голосованиям. Первоначальным названием государства было «Товарищество, скрепленное кровью», которое сформировалось в ходе борьбы против общего врага;

Классический пример плебисцитарной демократии – Германия, где существует парламентская форма демократии и пропорциональная система выборов. Глава исполнительной власти – канцлер – избирается тайным голосованием в парламенте. Правительство, как правило, формируется коалиционным, что позволяет проявить гибкость в выработке политики и принятии решений.

— отождествление правящей элиты, якобы служащей народу, с нацией;

г) культурные: грамотность населения и его образованность в целом; демократические традиции.

2. Периодическая выборность основных органов государства, что влечет разделение демократий на республики (власть осуществляется делегированными для этого людьми, выбираемыми на определенный период времени) и монархии (власть осуществляется представителями одного семейства, клана, рода).

Предполагалось, что каждый владелец рабов является свободным, а значит, политическая власть не может осуществляться без его участия. В условиях незначительной величины полиса и малого количества свободных граждан демократические процедуры могли осуществляться на практике с небольшими искажениями. Аналогичная ситуация складывалась в средневековых городах-государствах, бывших, как правило, резиденцией епископа и обладавших правом экстерриториальности по отношению к праву князей. Малые государства-демократии, как правило, оказывались неустойчивыми в войнах с империями и кочевыми ордами. В империях и абсолютистских государствах теория и практика демократии не требовались.

Современная же демократия, напротив, разрушив теолого-политическую формацию монархии старого режима, привела к изменениям, последствия которых многочисленны и существенны. Как только власть перестала олицетворяться с личностью правителя («князя» Макиавелли), она стала впервые означать пустое пространство. Одновременно с этим общество перестало восприниматься как нечто материальное, как тело. Возникла новая политическая логика. Деятельность правительства и представительных органов периодически оспаривается на принципах состязательности. Такое осуществление общественного авторитета регулируется правилами соревнования, условия которого постоянно охраняются от нарушений. Это обусловливается существованием множества партий, призванных обобщать и оформлять в течения различные взгляды.

от греч. demos — народ и . кратия), форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).

Хотя демократия как таковая имеет общепризнанные и общезначимые принципы и нормы (равноправие всех перед законом, право каждого участвовать в управлении делами государства и общества, выборность властей, подчинение меньшинства большинству и др.), все же следует разграничивать формальную и реальную, представительную и непосредственную демократию.

Сегодня подавляющее большинство населения, а не только левая оппозиция (которая вообще употребляет слово «дерьмократия» — «власть дерьма»), не считает демократию серьезной ценностью. В этой связи имеет смысл перестать говорить о демократии как о некой кем-то заданной извне норме, которой каждый народ и государство должны соответствовать, и вернуться к исконному смыслу этого слова — праву каждого народа устанавливать ту форму правления и ту власть, которая ему больше подходит. В этой связи можно говорить о суверенной демократии в противоположность навязываемой управляемой демократии.

Ценность демократии состоит в том, что она обладает способностью к саморазвитию и самосовершенствованию в отличие от всех иных режимов. Но демократические порядки создаются относительно долго, путем трудных, порой мучительных действий масс, руководимых лидерами. Р.Дарендорф вычленил ряд важных принципов, положений, свойственных демократическим преобразованиям: чем страна однороднее, тем выше ее шансы на успех в процессе демократизации. Цель демократии — обеспечить тем, кто правит, поддержку народа, по крайней мере, на старте; демократия должная давать возможность править; легче изменить политический курс, чем систему; несоизмеримость масштабов экономических и политических реформ — одна из причин неустойчивости демократических институтов в переходный период. Только вторые, а, возможно, и третьи выборы покажут, прижились новые порядки или нет.

Во-первых, пока существует государство и необходима представительная демократия, надо сделать так (посредством хорошо продуманной и законодательно оформленной избирательной системы), чтобы действительно сами граждане народ, его подавляющее большинство имели возможность выдвигать своих кандидатов и избирать своих депутатов, мэров, руководителей, президентов и т. п.

Во-вторых, важно, чтобы законодательным путем была предусмотрена система постоянного контроля граждан, избирателей за своими выдвиженцами предусматривающая их постоянные встречи, определяющие мeру соответствия осуществляемой политики интересам избирателей, народа.

Существует множество моделей демократии, ее классификационных оснований. В зависимости от воли народа бывают демократии гомогенные и конкурентные, политического участия и элитарные. Различают также демократию прямую, непосредственную и опосредованную, представительную. К институтам представительной демократии относятся выборные органы и учреждения, а непосредственной — референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и другие.

разновидность политического режима, для которого характерно равноправное участие граждан в формировании государственных органов и контроль за ними с принятием решений по большинству.

Главное различие формальной и реальной демократии заключаемся в том, чьи интересы реализуются с помощью данной демократии. Если эта демократия заявляет, что она является народовластием, властью большинства, но фактически посредством присущих ей форм осуществляются интересы не большинства, а меньшинства, то налицо формальная, а не реальная демократия. Примером этого могут служить не только демократии многих государств античного мира — как известно, и римская и греческая демократии были демократиями, исключавшими из своей сферы большую часть населения — рабов, не признававшихся за граждан и не допускавшихся к участию в политической жизни (возможно, здесь лучше говорить об элитной демократии). В значительной мере формальными являются и многочисленные демократии в так называемых капиталистических и социалистических странах: если в первых демократия вовсе не является истинным народовластием, властью большинства, народа, ибо посредством этой демократии господствует имущее эксплуататорское меньшинство, то во вторых под маской демократических вывесок осуществляется господство другого эксплуататорского меньшинства — партийно-государственной номенклатуры.

Proudly powered by WordPress