Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Юрист нравственная культура

Таким образом, контроль может осуществляться на разных уровнях – общественном, государственном, экспертном, религиозном, семейном и др. Вместе с тем, сегодня общепризнанно, что мораль, прежде всего, должна поддерживаться общественным мнением, которое создает духовную атмосферу.

Многие люди говорят о бездуховности современного молодого поколения россиян, о засилии стереотипов западной культуры. В определенной степени это верно, так как в результате глобализации, открытости современного мира и тесной взаимосвязи между странами и народами формируются некоторые культурные универсалии, зачастую ориентированные не на самого искушенного ценителя. Во всем мире одновременно происходит премьерный показ нашумевшего боевика. Режиссеры разных стран, в том числе и России, стремятся превзойти друг друга в количестве и качестве спецэффектов, при этом забывая зачастую о духовном смысле и эстетике произведения.

Моральный выбор начинается там, где человек сталкивается с проблемой необходимости действовать «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. В основе этих действий лежит моральный долг – поступок, требующий от человека усилий для его совершения. Моральный выбор часто совершается между «хочется» и «нужно». Обычно моральный выбор связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. В моральном выборе поведения определяющую роль играет свобода, которая создает предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков.

4.9. Тенденции духовной жизни современной России

Духовная жизнь современной России отражает те же процессы, которые развиваются и в остальных сферах общественного бытия. Переход к рыночной экономике, формирование новой социальной структуры общества, новых политических реалий, новой системы взаимоотношений с миром – все это оказывает существенное воздействие на культуру.

Мораль является очень сложным общественным явлением и может пониматься довольно многообразно: как опыт житейской мудрости, исполнение божественных заветов, инструмент сохранения порядка в обществе, честность во взаимоотношениях людей, высший смысл человеческой жизни, внутренний голос совести и даже как устаревшие требования, мешающие человеку быть самим собой.

Одной из особенностей развития духовной жизни России является все более возрастающий разрыв в уровне развития между столицами, крупными городами и глубинкой, сельской местностью. Можно говорить об определенном фазовом социокультурном разрыве, который вызывает серьезную обеспокоенность ученых и политиков.

Среди ученых продолжается спор о том, существуют ли общечеловеческие ценности, которые не зависят от исторического этапа развития, государства, культурных особенностей и религиозных воззрений. Противники существования вечных нравственных норм говорят о невозможности соблюдения морали в экстремальных ситуациях – в условиях войны, террористических актов, роста сепаратизма, агрессивности и ненависти. Они утверждают, что любые поступки стоит оценивать с точки зрения сложившихся условий: так трудолюбие может стать предательством, когда человек работает на врага и захватчика; смелость становится отвратительной подлостью, когда террористы совершают свои дерзкие нападения.

Например, в традиционной российской духовности, сохранившейся и культивирующейся и в советские времена, поощрялся культ бессребренничества, нестяжательства. Работа только за деньги, материальное вознаграждение без моральных стимулов и преференций считалась недостойным делом. Человеку неприлично было себя хвалить, громко заявлять о своих успехах и достижениях. Сегодня, в условиях рыночной экономики каждый из нас должен уметь представить себя на рынке труда, составить свое резюме, в котором кратко и наиболее выигрышно отразить свои профессиональные достижения.

Современная российская культуры испытает трансформацию, связанную как с изменениями в российском обществе, так и воздействие современного глобального мира. Динамичность культурной жизни страны, ее нестабильность, быстрый наплыв и смена культурных ориентиров, образцов создает определенный калейдоскоп картин духовного мира.

1. Содержательный аспект. Знание о нормах социального поведения, о том, какие поступки относятся к добру, а какие к злу. Запрещение одних поступков и поощрение других (побуждение к другим). В связи с этим возникает вопрос о том, является ли это знание врожденным или ему надо учить. Можно ли научить морали? Как передавать моральные нормы подрастающему поколению?

Юрист нравственная культура

5. Не покушайся на свободу другого человека.

Начните с ответа (“да” или “нет”) на опросник Лефевра: 1. Врач должен скрыть от пациента, что у него рак, чтобы уменьшить его страдания? 2. Врач не должен скрывать от пациента, что у него рак, чтобы уменьшить его страдания? 3. Преступник может быть наказан более сурово, чем требует закон, если это может устрашить других? 4. Преступник не может быть наказан более сурово, чем требует закон, даже если это устрашит остальных? 5. Можно дать лживые показания, чтобы помочь невиновному избежать тюрьмы? 6. Нельзя давать лживые показания даже для того, чтобы невиновный избежал тюрьмы? 7. Можно послать шпаргалку во время экзамена близкому другу? 8. Нельзя посылать шпаргалку во время экзамена даже близкому другу? Респонденты Лефевра показали, что типичный представитель западной этической системы ответит нет-да-нет-да-нет-да-нет-да, а советсской — противоположным образом — да-нет-да-нет-да-нет-да-нет. Сравните свой ответ с типичными, и количество совпадений подскажет, какой из них вам ближе по духу. Как устроен опросник Лефевра?

6) Если продавец грубит вам, пытается вас обмануть, следует ли добиваться, чтобы администрация магазина наказала его?

3) Должен ли преступник быть наказан более строго, чем предусматривает закон, дабы другим неповадно было?

4) Следует ли подсказывать друг другу на экзамене?

2) Должен ли врач скрыть от больного диагноз онкологического заболевания, чтобы уменьшить его страдания?

Тема 7

Предложенные им восемь вопросов легко разбить на четыре пары противоположных утверждений.

7) Вы узнали, что жена вашего друга изменяет ему. Следует ли вам сообщить ему об этом?

Задание 1. Вам предлагается опросник В. Лефевра эмигранта из России, выпускника мехмата Московского госуниверситета и кандидата психологических наук, а затем сотрудника университета в Калифорнии; этот опросник он опубликовал в 1982 г. в своей книге “Алгебра совести. Сравнительный анализ западной и советской этических систем»

1) Должен ли достойный человек в ситуации конфликта с наглецом стремиться к компромиссу?

5) Следует ли лжесвидетельствовать на суде ради спасения невиновного?

Нравственность представляет собой систему неписаных правил, регламентирующих поведение людей в основном в отношениях между собой и опирающихся на более или менее осмысленные эмоции (чувство стыда, совести и чести, жалость, сострадание, милосердие и т.п.). Предрасположенность личности к принятию определенных нравственных идеалов и соответствующих им норм и способов поведения — нравственная установка.

Задание 2. По выявлению существующих в культуре нравственных установок

Нравственная культура юриста — это результат становления собственной гармонии: между достигнутым максимальным уровнем высшей нравственности и активным использованием моральных норм в правовой деятельности. Собственная гармония — прежде всего моральная, которую законодатель сам “конструирует”, причем создание гармонии имеет динамический и императивный характер.

Нравственная культура юриста ориентирует на то, чтобы в профессиональной деятельности предотвратить дисгармонии между духовным и материальным. Обычно каждое преступление направляется на удовлетворение материальных потребностей, опустошая тем самым душу. Задача нравственной культуры юриста заключается в том, чтобы заполнить этот вакуум моральными ценностями.

Юрист всегда и везде должен быть носителем морально-правовых норм, выступать создателем новых моральных ценностей в праве, пропагандировать и доказывать на собственном примере, что надо строить жизнь по моральным законам.

Очень важным и масштабным является понятие “нравственная культура личности”. Нравственная культура характеризует личность с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также отражает совокупность моральных качеств, присущих людям определенного общества, класса, профессии, которые свидетельствуют об уровне их морального сознания и поведения. Распространено мнение, что нравственная культура личности аккумулирует знания моральных норм, чувства, убеждения, потребности, моральные качества и навыки поведения, этические нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми и др. Но при этом исследователи не учитывают источников морали и высших моральных норм, которые существуют в человеческом сознании.

Сознательное прощения как моральная категория в профессионально-юридической морали не всегда оказывается. Занимая высокое социальное положение, осуществляя правосудие, юрист может считать ненужным просить прощения у участников юридического процесса, думая, что он всегда прав. Однако с умения попросить прощения в случае вины и начинается человеческое в человеке, оказывается ее моральное сознание. При этом извинения не должно сводиться до автоматизма, механичности или даже равнодушия. Это должно быть духовное, искреннее раскаяние за содеянное неумышленное зло, подчеркивающее качественную характеристику нравственного развития и моральной зрелости субъекта права.

Культура поведения юриста должна соответствовать его высоком моральном сознании. Имеем в виду не только служебный, но и бытовую поведение.

Действуя по собственной совестью, юрист опирается на моральные нормы, закрепленные в законах. Так, в части 3 ст. 323 Уголовно-процессуального кодекса Украины говорится о том, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. Не вызывает сомнения, что внутреннее убеждение впитывает в себя как совесть, так и нравственное чувство. Однако нам представляется, что лучшим был бы вариант, если бы принцип действия по собственной совестью юрист строил только на моральном сознании. Хотя в некоторой степени это будет профессиональным риском, однако нравственная чистота будет характеризоваться большей вероятностью и гармоничностью. Однако следует заметить, что совесть не должно приводить к вмешательству в частную жизнь другого человека, лишнего донимание ей за неправомерные действия. Нужно стремиться к внутреннего равновесия, ведь и собственная совесть также связано с определенными нравственными переживаниями.

Постоянно актуальным в моральной культуре юриста является убеждение: творить добро никогда не поздно. Это обеспечивает постоянную готовность к тому, чтобы изменить ход мыслей и действий в направлении добра. Именно на таком моральном принципиальные основывается профессиональная деятельность правоохранителя.

Нравственная культура наиболее приближена к духовной культуры. В этом случае юридической деятельности присущ еще один вид контроля — моральный, который происходит от духовного. В этом убеждают те принципы, на которых основывается нравственная культура юриста, а именно: моральные добродетели, ненасилие, бескорыстие, сознание прощения, терпимость, толерантность, действие по собственной совестью, убеждения.

Следовательно, степень нравственности у каждого человека разный и зависит не столько от интеллекта, сколько от желания, воли, понимание смысла жизни на Земле. То есть каждый человек усваивает и реализует соответствующие моральные нормы. При этом важным является вопрос качества усвоения и использования этих норм в повседневной жизни. Особенно это касается субъекта права, для которого правовая деятельность — служебный долг. Это означает, что специалист должен обладать не только высокой правовой, но и нравственной культурой как общечеловеческой стоимостью. Причем обе культуры органично связаны между собой.

Противоречие между высокой нравственностью и моралью — это противоречие между идеалом и реальностью, должным и существующим, внешним и внутренним, словам и правами. Мы лишь отметим, что именно высокий уровень нравственной культуры дает возможность юристу свести к минимуму разницу между своей высокой нравственностью и реально существующей в профессиональной практике моралью.

Нравственная культура юриста предполагает такт, бескорыстие. Юридическая деятельность призвана восстановить естественную гармонию в правовых отношениях. Познания правовой действительности, принятия справедливого решения с моральной позиции не должно приводить к ожидания материальной или иной вознаграждения. Этот моральный долг не рассчитан на положительную оценку от людей за особые старания, проявления милосерддя, творение добрых дел. Ценность нравственной культуры заключается именно в бескорыстии действия, без расчета даже на благодарность. В противном случае юрист будет руководствоваться фальшивым чувством внутреннего убеждения.

Бакуменко В.П., Бублик С.А. Особенности правоохранительной деятельности сотрудников милиции и требования к их культуре. Киев, 1990.

Бражник С.И., Плишкин В.М., Тищенко П.И. Этика участкового инспектора милиции. Киев, 1988.

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М., 1998.

Тема 11

Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учебное пособие / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалева. М., 2000.

Ибрагимов М.М., Куличенко В.В., Съедин Б.Г. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел. Киев. 1990.

1. Структура и функции профессионально-нравственного сознания сотрудников УИС.

Соколов Н.Я. Профессиональное сознание юристов. М.,1988.

Сокова З.К. Профессиональная этика: курс лекций. М., 2000.

— содействие формированию у подростков и молодежи уважительного отношения к семье и ее ценностям, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству, подготовка их в будущем к сознательному созданию собственных семей;

написание и защита рефератов и творческих работ;

Учебно-методическое пособие «Духовно-нравственная культура» предназначено для педагогических работников образовательных учреждений: классных руководителей, кураторов, воспитателей и др., в сферу деятельности которых входит духовно-нравственное воспитание детей и молодежи. Материал пособия адресован также широкому кругу читателей, проявляющему интерес к православной культуре и вопросам духовно-нравственного воспитания в семье и образовательных учреждениях.

— формирование у учащихся представления об основных теоретических и практических подходах к изучению духовно-нравственных и культурных традиций современного общества, их многообразии; о месте семьи в системе духовно-нравственного развития общества; об историко-культурном значении православной религии для России и о роли духовно-нравственной культуры в укреплении государства;

Многовековая православная культура является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает преемственность российской цивилизации с великими цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит Россию в ряд мировых цивилизаций.

Подведение итогов и оценивание деятельности учащихся может проводиться как в традиционной форме: оценки за ответ на уроке, оценки за контрольную работу, за выполнение тестового задания и т.д., так и с использованием инновационных методов аттестации: ответы на контрольные вопросы, реферат, творческая работа, мини-исследование, интервьюирование, доклад по заданной теме.

принимать ответственные решения, выстраивая стратегию своего поведения;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

сохранение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

Освоение образовательной области «Духовно-нравственная культура» содействует формированию нравственной культуры молодых поколений граждан России через освоение социокультурного опыта предшествующих поколений, представленного в культурно-исторической традиции. Система ценностей, традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территорий, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость. Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы всех народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции, истоки которых коренятся в онтологии и практике православия.

Духовно-нравственная культура

доцент, заведующая кафедрой гуманитарного образования БОУДПО «ИРООО»

Пособие содержит обширный материал, позволяющий организовать воспитательную работу учащихся и студентов на уроках и во внеурочное время, а также способствующий проведению внеклассных бесед духовно-нравственного и историко-культурного содержания.

Proudly powered by WordPress