Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Изменение закона о персональных данных 2018

  • законодательные — государство обязывает оператора совершать определенные действия, в то же время вводит запрет на ряд операций;
  • технические — оператор предпринимает ряд мер, которые делают невозможным или существенно затрудняют доступ третьих лиц к сведениям о гражданах.
  • Именно с нарушением этих требований законодательства и сопряжены основные действия администраторов сайтов в интернете.

    Существует несколько видов подобных сведений:

    Закон о персональных данных

    Законодательство РФ предусматривает три вида ответственности:

    Обработка персональных данных — это область, которая содержит ряд вопросов, достаточно сложных для понимания. Несоблюдение законодательства в этой сфере для юридических лиц чревато большими штрафами. Обращение к профессиональному юристу поможет вам избежать данных неприятных последствий.

    Любые действия, которые оператор персональных данных совершает с ними, называют обработкой. Под этим термином следует понимать накопление, хранение, изменение, передачу и обезличивание такой информации. На все эти действия ресурсы имеют право, но при соблюдении некоторых процедур.

    Под ними понимают любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к физическому лицу (п. 1 ст. 3 Закона №152-ФЗ). Такая широкая трактовка данного понятия позволяет, по сути, отнести любую информацию о человеке к персональным данным.

    Когда пользователь оставляет свои сведения на сайте в сети интернет при приобретении какого-либо товара, ресурс становится хранителем (оператором) персональных данных, что накладывает на него определенные права и обязанности

    Существует несколько технических способов защиты личных сведений граждан, к которым можно отнести замену цифровых данных, сокращение сведений, распределенное (в нескольких местах) хранение информации.

    В 2015 году в законодательство были внесены существенные изменения. Суть поправок сводится к тому, что персональные данные граждан РФ должны храниться исключительно на территории РФ. Это требование применяется как к документам, содержащим подобные сведения, так и к информации в электронном виде.

    • при осуществлении правосудия;
    • при заключении договора потребительского кредитования;
    • при заключении трудового договора;
    • при защите прав и интересов гражданина;
    • если при заключении гражданско-правового договора стороны достигли согласия об этом;
    • в случаях, когда требования законодательства требуют принятия мер по обработке персональных данных.
    • общие — к ним относится основная информация о человеке: фамилия, имя, отчество, год рождения, ИНН, сведения о работе и т.д;
    • биометрические — группа крови, отпечатки пальцев, рисунок радужной оболочки глаза и иная информация, содержимое которой индивидуально. Сюда же можно отнести фото и видеозаписи, на которых запечатлен гражданин;
    • специальные — к такого рода данным относятся философские или религиозные взгляды человека, наличие судимостей и т.д;
    • обезличенные — к такой категории можно отнести любую информацию, если по ней нельзя идентифицировать конкретного гражданина. Например, сам по себе номер телефона или адрес электронной почты не относятся к персональным данным, но если они сопряжены с фамилией человека, его можно идентифицировать.

    Понятие персональных данных включает не только фамилию, имя, отчество либо домашний адрес, сюда же относится информация о религиозных взглядах человека.

    В соответствии с положениями пункта 7 части 4 статьи 16 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.

    Трактовка в части первичного сбора является неверной по следующим основаниям. Закон не предусматривает понятия «первичный сбор», а устанавливает требования к обработке персональных данных при любом сборе информации, при этом выделяя такие операции с ПД, как уточнение (обновление, изменение) информации, содержащей персональные данные. В целях закона в процесс сбора информации включены также процедуры хранения и накопления информации, что само по себе не позволяет использовать такое понятие, как «первичный сбор». Таким образом, закон налагает на оператора обязанность при осуществлении обработки собранных персональных данных путем систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения, использовать базы данных, находящиеся на территории Российской Федерации.

    Положение о локализации хранения и отдельных процессов обработки персональных данных вступают в силу 1 сентября 2015 года. Вместе с тем отдельные термины и формулировки, использованные в тексте данного положения, не имеют законодательных дефиниций и допускают различные толкования. Кроме того, по причине новизны концепции локализации персональных данных, возникает ряд вопросов относительно соотношения данного положения с иными нормами ФЗ «О персональных данных».

    После ознакомления с представленными материалами с помощью специальной формы можно отправить уточняющий вопрос.

    В этой связи считаем, что обработка персональных данных граждан Российской Федерации посредством сбора, записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения, извлечения может осуществляться с использованием баз данных, не находящихся на территории Российской Федерации в следующих случаях:

    О наличии направленности интернет-сайта на территорию Российской Федерации могут свидетельствовать следующие обстоятельства: 1) использование доменного имени, связанного с Российской Федерацией или субъектом РФ (.ru, .рф., .su, .москва., moscow и т.п.) и (или) 2) наличие русскоязычной версии интернет-сайта, созданной владельцем такого сайта или по его поручению иным лицом (использование на сайте или самим пользователем плагинов, предоставляющих функционал автоматизированных переводчиков с различных языков не должно приниматься во внимание). При этом поскольку русский язык широко используется в некоторых странах за пределами Российской Федерации, для определения направленности интернет-сайта именно на территорию Российской Федерации дополнительно необходимо наличие как минимум одного из следующих элементов: возможности осуществления расчетов в российских рублях; возможности исполнения заключенного на таком интернет-сайте договора на территории Российской Федерации (доставки товара, оказания услуги или пользования цифровым контентом на территории России), использование рекламы на русском языке, отсылающей к соответствующему интернет-сайту, или иных обстоятельств, явно свидетельствующих о намерении владельца интернет-сайта включить российский рынок в свою бизнес-стратегию.

    Вопрос о допустимости, а также об условиях допустимости хранения, обработки персональных данных граждан РФ за рубежом неизменно возникал в ходе любой дискуссии, связанной с принятием ФЗ-242. Во многом это обусловлено новизной самой концепции локализации персональных данных, а также рядом заявлений и комментариев, сделанных в медийном пространстве по поводу несовместимости требований о локализации процессов хранения персональных данных на территории РФ с возможностью их обработки за рубежом. Вместе с тем от наличия четких разъяснений по данному вопросу зависит функционирование не только трансграничных компаний на российском рынке, но и ряда отечественных компаний, которые оптимизируют свои затраты посредством использования зарубежных ИТ-сервисов.

    Существующее понятие, содержащееся в пункте 1 статьи 3 152-ФЗ («любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу»), соответствует международному праву – подпункт «а» статьи 1 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, ратифицированной Федеральным законом №160-ФЗ от 19 декабря 2005 года («любая информация об определенном или поддающемся определению физическом лице»). Более точно определить состав персональных данных, в том числе привести их перечень, представляется нереализуемым. Закон также не содержит полномочий по уточнению этого термина подзаконными актами.

    Достаточно много вопросов возникает у представителей бизнеса в связи с возможной обратной силой ФЗ-242 и распространением его действия на процессы обработки персональных данных, имевших место до вступления его в силу.

    В соответствии с принципами международного права внутреннее законодательство государства действует исключительно на территории такого государства и не распространяется на нерезидентов государства, находящихся на территории иного государства. Аналогичная норма о том, что федеральные законы действуют на территории Российской Федерации, содержится также в статье 4 Конституции России. Таким образом, положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях» №242-ФЗ от 21 июля 2014 года не распространяются на нерезидентов Российской Федерации, находящихся и действующих на территории иных государств. Деятельность таких лиц регулируется международными нормами права, в том числе Конвенцией Совета Европы о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера, в соответствии с которым обработка персональных данных осуществляется только в пределах целей, для которых эти персональные данные были собраны, а также законодательством стран, в которых действуют такие нерезиденты.

    Перечень разъяснений подготовлен на основании информации, полученной от представителей бизнеса, научного сообщества и органов государственной власти РФ (Совет Федерации РФ, Минкомсвязи РФ, Роскомнадзор). Большая часть данных вопросов также выступала предметом дискуссий на серии закрытых встреч, проведенных Роскомнадзором в феврале-марте 2015 года.

    Обработка и хранение персональных данных в РФ

    В законодательстве в сфере персональных данных отсутствует понятие «прекратившееся согласие». Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона №152-ФЗ обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению либо обезличиванию по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

    Proudly powered by WordPress