Центр юридических услуг

Все о ваших правах

Дознаватель приказ

Не допускается отказ в принятии сообщения о преступлении, а также невыдача заявителю уведомления о приеме сообщения.

Приказ МЧС РФ от 2 мая 2006 г

В соответствии со статьями 40, 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921), статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649), пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 820 «О государственном пожарном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. II), ст. 5491), а также во исполнение пункта 5.2 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2005 г., регистрационный N 7339) приказываю:

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 июня 2006 г.

Сообщения о преступлениях вне зависимости от территории и времени совершения, полноты сведений и формы представления, а также подследственности принимаются во всех органах ГПС МЧС России.

Действие Инструкции распространяется на заместителей главного государственного инспектора по пожарному надзору, начальников управлений государственного пожарного надзора региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных государственных инспекторов субъектов РФ, ЗАТО и городов по пожарному надзору и их заместителей, дознавателей ГПС МЧС и иных должностных лиц органов ГПС МЧС России.

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Утратил силу приказ МЧС России от 15.06.2004 N 283 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации, разрешения и учета сообщений о преступлениях, связанных с пожарами, и иной информации о пожарах".

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России).

Приказ МЧС РФ от 2 мая 2006 г. N 270 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 19 июня 2006 г. N 25

  • Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.);
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.);
  • Всеобщая декларация прав и свобод человека (1948 г.);
  • Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
  • Конвенция СНГ о правовой помощи по уголовным делам (Минская конвенция) (1993 г.);
  • Европейская конвенция о выдаче (1957 г.);
  • Всеобщая декларация прав человека (1984 г.) и др.
  • Конституция РФ, принятая в 1993 г., является высшим по юридической силе источником. Конституция РФ содержит ряд норм, являющихся принципами, или основными положениями, уголовно-процессуального права РФ.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1 УПК «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации». Из этого следует, что подзаконные нормативные акты не могут быть источником уголовно-процессуального права.

  • Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46).
  • Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).
  • Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 47).
  • Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48).
  • Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48).
  • Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49).
  • Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).
  • Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50).
  • При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).
  • Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании и смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).
  • Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51).
  • Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ч. 2 ст. 21).
  • Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22).
  • Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).
  • Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23).
  • Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24).
  • Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25) и др.
  • Правовую основу деятельности специализированных подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации составляют Конституция РФ, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного расследования, нормативные правовые акты МВД России.

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ дают разъяснения «по вопросам судебной практики». Данные постановления способствуют правильному пониманию и применению закона судами.

    Источники российского уголовно-процессуального права и, соответственно, дознания как одного из его институтов следующие.

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г. и был введен в действие с 1 июля 2002 г. УПК РФ основывается на положениях Конституции, соответствует ей. В ч. 3 ст. 1 УПК указывается, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство. При этом УПК воспринял и закрепил отдельные нормы-принципы международного права и положения Конституции. По характеру регулируемых общественных отношений УПК относится к числу отраслевых кодифицированных законов. УПК является сводным и систематизированным нормативным правовым актом, который конкретно, детально и полностью регулирует уголовно-процессуальную деятельность, а также отношения, складывающиеся между субъектами этой деятельности. Иными словами, УПК как нормативный правовой акт исчерпывающе содержит все нормы, подлежащие применению в сфере уголовного судопроизводства. Статьи УПК, содержащие уголовно-процессуальные нормы, расположены в логически согласованной системе, что обеспечивает наиболее оптимальный порядок уголовного судопроизводства. определяемый уровнем признания обществом ценности прав и основных свобод личности.

    Приказы, указания, инструкции Генерального прокурора, Министра внутренних дел могут касаться организации работы органов дознания и дознавателей, розыска преступников и других вопросов, а также могут содержать разъяснение закона и другие вопросы, но не являются источником уголовно-процессуального права.

    В настоящее время деятельность специализированных подразделений дознания регламентируется следующими основными межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами:

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Сюда относятся:

  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Минюста, ФСБ России, Федеральной таможенной службы. Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 31 мая 2006 г. № 27/395/208/229/502/189 «Об утверждении Инструкции по статистической отчетности о следственной работе и дознании»;
  • приказ Генеральной прокуратуры РФ. МВД России, МЧС России, Минюста, ФСБ России, Министерства экономического развития и торговли России, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
  • приказ МВД России, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ. Федеральной таможенной службы. Службы внешней разведки РФ. Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/ 32/184/97/147 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд»;
  • приказ Генеральной прокуратуры РФ от 6 сентября 2007 г. № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;
  • приказ Генеральной прокуратуры РФ от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»;
  • приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»;
  • приказ МВД России от 1 декабря 2005 г. № 985 «О порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях»;
  • приказ МВД России от 3 августа 2006 г. № 606 «Об утверждении Основных направлений совершенствования деятельности подразделений дознания органов внутренних дел Российской Федерации на 2006—2011 годы и плана и их реализации»; приказ МВД России от 12 мая 2006 г. № 340 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности Министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД РФ, с указанием сроков их хранения»;
  • приказ МВД России от 4 декабря 2006 г. N9 987 «О документационном обеспечении управления в системе органов внутренних дел Российской Федерации»;
  • приказ МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел РФ»; приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия подразделений органов внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и расследовании преступлений»; приказ МВД России от 6 августа 2007 г. № 697 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел по производству предварительного расследования в форме дознания»;
  • приказ МВД России от 5 августа 2005 г. № 650 «Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте»;
  • приказ МВД России от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
  • Как правило, отдельной строкой прописывается, что речь идет именно о материально ответственных. Обычно это утверждение вписывается в заголовок документа.

    Следует понимать, что под материальной ответственностью понимается взыскание с него средств или другие меры за причиненный ущерб. При этом материальный ущерб может быть вызван не только действиями, но и бездействием. В трудовом договоре всегда прописываются случаи наступления и соответствующие им меры, которые применяются в качестве взыскания.

  • кассиры, контролеры зала, продавцы;
  • некоторые сотрудники банковских организаций;
  • представители администрации, которые принимают важные финансовые решения, влияющие на развитие организации;
  • работники склада, а также все сотрудники, которые отвечают за сохранность имущества компании;
  • водители автомобилей, перевозящих товары и другие материальные ценности;
  • сотрудники бухгалтерии, которые работают с документами финансового характера.
  • Пример реального , заполненного документа:

    Пример составления приказа компании о назначении ответственного лица

    • электротехническая безопасность (в этом случае присваиваются определенные категории, которые позволяют специалисту работать с определенным видом электрооборудования);
    • противопожарная безопасность – т.е. ответственность до возникновение возможных нештатных ситуаций, связанных с угрозой жизни и здоровью людей и материальным ценностям;
    • сохранение оборудования, материалов и других имущественных объектов от порчи и утери (в том числе товаров) –материальная ответственность;
    • ответственность за проведение операций, перемещения особо ценных вещей – например, денежных средств, банковских документов, металлов, и т.п.;
    • ответственность людей, которые работают на промышленном предприятии и непосредственно взаимодействуют с источниками повышенной опасности: имеются в виду производственные установки, опасные химические реактивы, а также специальные приборы для проведения лабораторных исследований.
    • ответственность за охрану условий труда, т.е. поддержание нормальных показателей рабочего места в соответствии с принятыми критериями.
    • В зависимости от должности, на которую утверждено назначение ответственного лица, документ может иметь свои особенности оформления. Далее рассмотрены наиболее распространенные примеры.

    • полное название компании (например, Общество с ограниченной ответственностью «Полет»), которое полностью соответствует официальному наименованию;
    • дата издания распоряжения, его номер, и полное название;
    • ФИО ответственного лица, который издал приказ о назначении сотрудника (обычно это генеральный директор, его заместитель или работники, которые выполняют их обязанности);
    • предварительная часть текста (преамбула), в которой указывается основная задача, ссылка на конкретный закон, на основании которого принято соответствующее решение;
    • собственно его суть;
    • далее ставится подпись директора, отправка и печать организации.
    • Таким образом, ответственность в основном сводится к обеспечению безопасности и материальных ценностей в условиях нормальной работы, а также в нештатных ситуациях.

      Допускается назначение как одного человека, так и целого коллектива на разные должности с помощью одного приказа.

      К ним относятся работники, которые непосредственно отвечают за имущественные объекты, механизмы, технику, а также сохранность документов и денежных средств:

      В качестве образца приказа о назначении на должность ответственного лица можно использовать следующий пример:

      При назначении ответственного лица на ту или иную должность выпускается соответствующий приказ. В документе прописываются вид ответственности, а также ФИО и должность работника. О том, как составить этот приказ, бланк и примерный образец заполнения – прямо сейчас.

      5. Установить, что в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение.

      Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

      2.1. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

      9. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

      В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

      Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона.

      В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

      12. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

      Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

      В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

      Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

      Генеральная прокуратураРоссийской Федерации

      10. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

      У вас место ахождение ОСП и дознавателя, вынесшего постановление об отказе в ВУД совпадают?

      Ну почему. Нельзя говорить обо всех в одном лице.

      Как он в данном случае может поручить проведения проверки дознавателю другого органа дознания ?

      По истечении сроков доследственной проверки ( от 3 до 10 дней) выносится постановление о ВУД, об отказе в возбуждении уг. дела или направления для определения подследственности прокурору (но бывало и на прямую в РОВД (нарушение конечно. )). Соотвествующая запись делается в КУП-1. Если отказной материал, то информация заноситься в Журнал по делам в отношении которых принято решение об отказе в возбуждении УД. Копия постанолвения об отказе напарвляется прокурору района и заявиетлю.

      Если иная подследственность то в порядке ст. 145, 151 УПК РФ.

      И что старший СП пишет в данном случае в книге КУП по поводу — кому поручена проверка — дознавателю УФССП по субъекту РФ (не входящему в его орган дознания) ?

      Он может быть прикомандирован к этопу ОСП. Ввиду отсуствия штатных единиц в ОСП дознваиелей практикуется следующее: в территориальном УФССП есть ОДиАП (отдел дознания и адм. практики) где работают бывшие сотрудники МВД, которые имеют опыт в расследовании преступлений. При поступлении заявлении о совершении прсетупления подпадающую под подследственность СПИ и отсуствии в ОСП дознвателя, старший направляет заявление в ОДиАП (при этом выполняя формальности по ведению КУП и выдачи Талона-уведомления). После чего издается приказ (главным) и дознаватель прикомндируется к ОСП. Но при этом всета-ки (ИМХО) дознаватель должен был вынести постановление от имени дознавателя ОСП.

      Конференция ЮрКлуба

      Но моежт и такой вариант. Если место совершения преступления совпадает с районном в котором находится дознаватель, вынесший постановление, то ГСП как "Главный" орган дознания вправе своим приказоми отдать на рассмотрение материал и дознавателю в УФССП.

      Дак ведь в ст. 40 УПК речь идет об органе дознания, а не о начальнике органа дознания !?

      органам дознания относятся: . старший судебный пристав

      Сообщение отредактировал fil: 03 Декабрь 2007 — 15:01

      Правомерно ли постановление об отказе в ВУД вынесено дознавателем УФССП по субъекту РФ, если заявление о преступлении поступило начальнику ОСП — ССП района ?

      Зарегистрировано в Минюсте РФ 9 октября 2006 г.

      «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»

      Непосредственная организация в органах безопасности приема сообщений и иной информации о преступлениях осуществляется руководителями (начальниками) этих органов. Для регистрации и учета сообщений о преступлениях заводится Книга N 1; для регистрации и учета иной информации о преступлениях заводится Книга N 2.

      Каждое принятое и зарегистрированное сообщение и иная информация докладывается соответствующему руководителю (начальнику), который дает указание о порядке проверки, в том числе о принятии неотложных мер.

      *(2) Российская газета от 23 апреля 2004 г. N 86.

      Приказ ФСБ РФ от 16 мая 2006 г

      Инструкцией регламентирована деятельность органов федеральной службы безопасности по организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности. Действие Инструкции распространяется на органы дознания; следователей; дознавателей пограничных органов; сотрудников органов дознания, в том числе штатных дежурных, их помощников либо сотрудников, назначенных на дежурство.

      Приказ ФСБ РФ от 16 мая 2006 г. N 205 "Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности"

      2. Признать утратившими силу приказы ФСБ России от 14 января 2004 г. N 23 (зарегистрирован Минюстом России 13 февраля 2004 г., регистрационный N 5548)*(1) и от 5 апреля 2004 г. N 224 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2004 г., регистрационный N 5753)*(2).

      *(1) Российская газета от 2 марта 2004 г. N 41.

      1. Утвердить Инструкцию по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности (прилагается).

      Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 16 октября 2006 г. N 42, в "Российской газете" от 20 октября 2006 г. N 236

      Отвод дознавателя. Глава 9 УПК РФ устанавливает перечень обстоятельств, которые являются препятствием для участия в конкретном деле судьи, прокурора, следователя, дознавателя, секретаря судебного заседания, переводчика, эксперта, специалиста, защитника, а также представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика. В этих случаях данные лица обязаны сами устраниться от участия в процессе, заявив самоотвод, или же им может быть заявлен отвод другими участниками, в первую очередь подозреваемым, обвиняемым, их законными представителями, защитником, а также государственным обвинителем, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Разрешение вопросов, связанных с заявленными отводами или самоотводами, осуществляется по правилам и в порядке, установленными законом. В этом случае дознаватель выносит постановление о самоотводе, докладывает о своем решении начальнику органа или подразделения дознания, после чего представляет постановление с материалами уголовного дела прокурору.

      Важно обратить внимание на то обстоятельство, что дознаватель не пользуется процессуальной самостоятельностью (ч. 4 ст. 41 УПК).

      Проверять уголовные дела и материалы, находящиеся в производстве дознавателей, давать по ним указания, оценивать по ним процессуальные действия, а также решения дознавателя, не отмененные в установленном законом порядке, вправе только специально уполномоченные на то законом лица.

      Профилактическая работа дознавателей. Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» закрепил полномочия дознавателя ОВД по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятию мер для их устранения.

      Уголовно-процессуальный закон запрещает участвовать в производстве по уголовному делу дознавателю, если имеются иные обстоятельства, дающие основание полагать, что он лично прямо или косвенно заинтересован в исходе данного уголовного дела.

      Должностные инструкции составляются в 3 экземплярах. Первый экземпляр хранится вместе с положением об отделе (отделении) дознания в контрольно-наблюдательном (накопительном) деле, второй — у непосредственного начальника подразделения дознания, третий — у сотрудника. Должностные инструкции должны быть внимательно изучены и подписаны каждым сотрудником. Во всех инструкциях должна быть учтена взаимозаменяемость сотрудников. В гор(рай)органах внутренних дел, где в штате работает один дознаватель, его обязанности в случае отсутствия должны быть возложены на наиболее подготовленного сотрудника другой службы МОБ. Инструкции должны быть утверждены начальником ОВД, согласованы с начальником МОБ.

      Дознаватель ОВД несет персональную ответственность за своевременное и качественное проведение процессуальных и следственных действий, законность и обоснованность принимаемых процессуальных решений.

      Кроме того, в ходе расследования уголовных дел дознаватели ОВД проводят лекции, беседы, делают доклады на правовые темы в трудовых коллективах и перед населением, а также выступают на радио и телевидении в целях предупреждения преступлений.

    • проверять сообщения и заявления о преступлениях и принимать по ним решения в соответствии с УПК:
    • возбуждать уголовное дело в порядке, предусмотренном УПК;
    • производить по уголовному делу все необходимые процессуальные и следственные действия;
    • прекращать уголовное дело (уголовное преследование) при наличии оснований, предусмотренных УПК;
    • принимать решения о приостановлении дознания по уголовному делу;
    • направлять уголовное дело по подследственности прокурору для передачи в органы предварительного следствия;
    • направлять уголовное дело прокурору с утвержденным начальником органа дознания обвинительным актом по окончании дознания;
    • составлять и представлять ежемесячный отчет о проделанной работе.

    Дознание в органах внутренних дел

    Вопрос об отводе эксперта, специалиста и переводчика в ходе производства дознания по уголовному делу решается самим дознавателем.

    Статья 61 УПК определяет общий для большинства отводимых участников процесса перечень обстоятельств, исключающих участие в уголовном судопроизводстве конкретных лиц. В других статьях эти обстоятельства конкретизируются применительно к каждому из участников с учетом особенностей их процессуального положения.

    Права по должности регламентирует Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации 1 Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждено постановлением ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (в ред. от 25 декабря 2008 г.) //СПС Консультант плюс. .

    Proudly powered by WordPress