Центр юридических услуг

Все о ваших правах

1 уголовное право древнего вавилона по законам хаммурапи

Обязательство (т. е. обязанность что-либо сделать или возместить другому лицу в силу предписания права) могло возникнуть не только по причине соглашения, сделки, но и вследствие допущенного нарушения прав другого лица, причинения ему материального ущерба. В зависимости от условной оценки ущерба законы предписывали компенсацию в соотношении с покупной ценой попорченной вещи либо по установленной таксе. Случайно причиненный ущерб не возмещался. Но если нарушитель еще и проявил непредусмотрительность (например, соседи предупреждали, что его бык чрезмерно бодлив), то требуемое возмещение значительно возрастало.

Законы древневавилонского правителя Хаммурапи (см. § 4.1) считаются одними из древнейших в мире. По своему содержанию и по юридическому значению эти законы стали самым важным памятником всего древневосточного права, отразив вместе с тем самое-самое начало развития права вообще.

Заключение брака оформлялось договором, без которого женщина не рассматривалась в качестве жены. Договор был, как правило, устным. Из литературных памятников известно, что браку сопутствовали особые церемонии и сама процедура заключалась в произнесении фраз типа: «Ты лишь да будешь моим мужем, я же буду твоей женой». Письменные договоры употреблялись тогда, когда надо было обговорить некие особые условия. Супруги должны были соблюдать в браке взаимные обязанности: жена – хранить верность, муж – обеспечивать средства к существованию; нельзя было покидать супругу в случае, если ее постигнет тяжкая болезнь. Нарушение этих обязанностей влекло либо уголовные наказания для женщины, либо имущественную компенсацию со стороны мужа. Развод допускался по инициативе и мужа, и жены. В случае развода по вине мужа (что устанавливал соседский суд) бывшей жене полагалась имущественная компенсация, кроме того, она забирала приданое. Если же жена «станет поступать расточительно, станет разорять свой дом, позорить своего мужа», то никакой разводной платы не следовало. При особо злостном пренебрежении женщиной своим долгом предписывалось ее «бросить в воду». По общему правилу, брак был моногамным. Однако в случае злонамеренного поведения жены, длительного бесплодия разрешалось взять в дом вторую жену, рабыню или наложницу (но не всех разом); при этом первая жена могла остаться жить в общей семье.

Еще одну категорию населения составляли воины – редум, баирум (букв. «погонщик» и «ловец», но смысл различий неизвестен). За свою воинскую службу царю они наделялись землей (обычно размером до 12 га), где вели сельское хозяйство, на определенных условиях (илку) . Закон обязывал воинов строго выполнять главное условие – нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждала казнь. Надел мог быть унаследован в семье, если был сын, пусть даже пока малолетний, который сможет впоследствии служить. В случае плена и даже долгого отсутствия права воина на надел сохранялись. Имущество и надел, данные воину на праве илку, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с ними вообще считались недействительными. Однако если воин бросил надел и по своей воле отсутствовал более трех лет, он не мог претендовать на возврат имущества. Законы защищали воинов от злоупотреблений низших воинских начальников, которых ждала смерть за попытки присвоить надел или подарок царя.

Уголовное право по законам Хаммурапи основывало свои требования на двух принципах: а) наказуемо то, что нарушает установленный традицией порядок; б) наказуемо то, что причинило ущерб личности человека или его подвластным. Соответственно, уголовному взысканию мог подвергаться любой, хотя мера этой ответственности зависела и от социального положения преступника, и от сословного статуса потерпевшего. Совершенное рабом преступление расценивалось законами тяжелее, чем такое же действие свободного. Преступление в отношении мушкенумов наказывалось в меньшей степени, нежели по отношению к общинникам. Вместе с тем оскорбление человека «большего по положению» влекло наказание и более тяжкое по форме, и к тому же позорящее. Были случаи, когда за преступление отвечала целиком община (например, если на ее землях произошло ограбление или убийство, а конкретный преступник не найден или община его не выдает).

Более развитыми в юридическом отношении были законы Ур-Намму (конец III тыс. до н. э.), правителя Шумера в период нового возвышения г. Ура. Они заключали до 35 правил-статей касавшихся главным образом охраны брачно-семейных устоев: разрешалось невозбранно убить любовника неверной жены, допускался развод, о чем составлялся особый договор. В этих законах впервые упоминалось о приниженном социальном статусе рабов: так, за попытку рабыни «равняться с госпожой» следовало весьма своеобразное наказание – промывание рта 1 кг соли. Законы карали лжесвидетельство в суде, членовредительство в драке, разного рода оскорбления. Самым древним и основным уголовным наказанием были штрафы. Некоторые правила регулировали охрану частных аграрных хозяйств.

Законы Липит-Иштара (XIX в. до н. э.) были первым законченным сводом судебных правил. По указу правителя их даже высекли на каменной стеле, чтобы все прониклись идеей всеобщей справедливости, о которой гласило особое Введение. В своде было 43 статьи-правила, большая часть которых посвящалась особым правам и положению царских людей, найму ими рабочих. Более строго охранялась частная собственность: за кражу со взломом предписывалось вора зарыть в землю на месте преступления. Специальный условный раздел (ст. ст. 25-37) заключал правила, по-видимому новые, отличные от традиционных, которыми следовало руководствоваться царским судьям в брачно-семейной сфере. Разрешалось иметь двух жен, причем личные и имущественные права жены были значительными; так, ее приданое наследовали только ее дети. Развод допускался, но только через суд. Дети от рабыни по смерти господина получали свободу. Охранялась и честь женщин: за ложное обвинение в недевственности при вступлении в брак полагалось наказание в виде штрафа, наказывалось изнасилование (правда, оговаривалось, лишь в том случае, если женщина «не могла дозваться на помощь»; если она этого не делала, то считалась виноватой сама). Впрочем, регулирование того или иного вопроса было довольно случайным и только по поводу новшеств.

Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)

Специальный поверенный, тамкар (получивший в держание царскую землю на условиях отчисления прибыли от торговых операций), выступает как особый субъект в целом ряде договоров и сделок. Он может заключать договор поручения с торговым агентом-шамаллумом, передавая ему деньги для получения торговой прибыли, причем здесь не действовало ограничение о предельном проценте по займу. В спорном случае деньги взыскивались вдвое. Попытка шамаллума злоупотребить доверием тамкара наказывалась тройным штрафом, но и тамкар в аналогичном случае терпел шестикратный убыток. Развитие торговых отношений в Вавилоне определило специфическое регулирование сферы коммерческого оборота, неожиданное для такой ранней эпохи. Специально оговаривались обязанности сторон при постройке и найме корабля с корабельщиком, который отвечал за возможные потери только в случае доказанной своей вины. Допускалось соглашение о товариществе в целях получения прибыли от совместно вложенных денег; прибыль или убытки предписывалось делить поровну.

Законы Хаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и друг к другу. В праве или подразумевалось такое различие, или оно специально закреплялось по тому или другому поводу – правовой строй общества был сословным. Хотя, конечно, жестких граней между категориями людей не было, и все они – в большей, меньшей или совсем малой степени – обладали правоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.

Поскольку исторически древневавилонские правители с эпохи ранних государств были наделены правами и обязанностью регулировать торговые отношения, в законах Хаммурапи устанавливались правила разбора споров по поводу самых разных обязательств и сделок. Субъектом в таких сделках и обязательствах могли выступать только полноправные хозяева (мужчины или женщины): сделка с неправоспособным лицом, находившимся в рабской или патриархальной зависимости, расценивалась не только как недействительная, но и как злонамеренное действие сродни воровству. Двусторонняя сделка должна была оформляться договором, лучше письменным, либо заключаться при свидетелях.

Законы Эшнуны (XVIII в. до н. э.)* регулировали по преимуществу правила торгового оборота, даже цены на разные товары (которые, видимо, казались неизменными). Продавец товара должен быть его собственником и в случае сомнений указать происхождение вещи: представить договор или свидетелей. В этих законах впервые появляется подразделение на не вполне полноправных людей (мушкенум), связанных с дворцовым хозяйством, полноправных общинников (авилум) и рабов. Полноправные общинники защищались обычным правом. Новые же законы касались нововведений, появлявшихся ранее всего в сфере новых отношений, связанных с государственным хозяйством и дворцом.

В самом низу социальной лестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабами могли обладать как авилум, так и мушкенум, причем рабы последних обладали большими правами: могли вступать в брак со свободной, и их дети от этого брака считались свободными. В основном рабы рассматривались законами наравне с имуществом, в случае телесных повреждений рабу полагалось денежное или взаимообразное возмещение, следуя рыночным правилам. Однако рабы лично отвечали за совершенные ими преступления, теоретически могли оспаривать в суде свое рабское состояние (но проигрыш процесса влек мучительное и тяжелое наказание).

4. Обязательственное право. Виды договоров по законам Хаммурапи.

Ответ на первый вопрос связан с внешней характеристикой памятника. Его текст был найден французскими учёными в 1901 г. во время раскопок города Сузы, недалеко от Персидского залива. Законник Хаммурапи состоит из трёх частей: пролога, собственно правовых норм и эпилога. В прологе обосновывается характер власти царя, данной ему богами, с целью утверждения справедливости на земле. Группировка статей в основной части документа кажется бессистемной, но при более тщательном рассмотрении выясняется, что она имеет довольно чёткую ассоциативную логику: от норм процессуального права и преступлений против правосудия законодатель переходит к нормам, которые охраняют государственное достояние, потом регулирует правовой статус имущества, которое получено от царя за службу, потом переходит мысленным взором к операциям с недвижимостью, затем – к договорам. Поскольку брак тоже считался договором, то дальше законодатель поместил нормы брачно-семейного права, которые завершаются определением наказаний за посягательство на родителей. Далее мысль законодателя движется в сторону установления различных норм уголовного права. В эпилоге именем богов Хаммурапи призывает придерживаться норм своего судебника, грозит тяжкой карой всем, кто будет их игнорировать, в том числе и будущим правителям.

При ответе на третий вопрос необходимо учесть, что производство и торговля были хорошо развиты в древнем Вавилоне, поэтому нормы гражданского права были довольно детальными. В законах Хаммурапи, как и во многих других древних актах, нет общего понятия права собственности. Современный исследователь права Востока Н.А. Крашенинникова отмечает, что в настоящее время общепризнанной является точка зрения, согласно которой в странах древнего Востока не было частной собственности на землю в смысле свободного пользования и распоряжения ею по собственному усмотрению. Вместе с тем существовали и охранялись правом разные формы права собственности, в частности царская, храмовая, общинная; существовало условное держание за исполнение службы (ст. 6, 8, 16, 26-37).

Шестой вопрос посвящён вопросам уголовного права. Выясните, какие действия можно отнести к преступлениям против правосудия, против личности, против собственности, против семьи и нравственности, должностным преступлениям. Наказание имело целью устрашение, поэтому оно носило довольно жестокий характер, за 30 видов преступлений предусматривалась смертная казнь в форме утопления, сожжения, сажания на кол и др., часто конструировалось по принципу талиона, т.е. воздаяния равным за равное. Этот принцип применялся только в отношениях между равными по социальному статусу. Также использовалась композиция (система штрафов). Определите, проводит ли законодатель различие между умышленным и неумышленным преступлением, выделяет ли стадии совершения преступления, формы соучастия, усматривает ли он условия, отягчающие, смягчающие и освобождающие от ответственности.

2. Социальная структура и правовое положение основных групп населения древнего Вавилона.

Тема 3

6. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.

При ответе на второй вопрос необходимо иметь в виду особенности социальной структуры древневосточных обществ, прежде всего их сословный характер. Сословие – это группа свободного населения, которая имеет юридически определённый перечень прав и обязанностей, отличный от прав и обязанностей другой группы. Наличие сословной структуры означает господство правового неравенства членов общества. В древнем Вавилоне существовало два сословия свободного населения: авилумы и мушкенумы. По тексту законов найдите подтверждение неравенства в их положении (ст. 198-222). В законах много норм, связанных с правовым положением разных профессиональных групп воинов, торговых агентов, жриц, врачей. Выясните права и обязанности воинов, условия несения ими военной службы (ст. 26-37). Проанализируйте правовое положение различных торговых агентов (ст. 89, 102,103, 106). Определите, какие группы ремесленников существовали в древнем Вавилоне (ст.274). Особым слоем населения древнего Вавилона были рабы. Определите, какие источники рабства упоминаются в документе, какие черты объекта права и субъекта права имел раб.

Жидков О.А. История государства и права древнего Востока. М., 1963.

Крашенинникова Н.А. История права Востока. М., 1994.

Отвечая на четвёртый вопрос, следует иметь в виду существование в древнем Вавилоне интенсивного гражданского оборота, поэтому в законах Хаммурапи было детально регламентировано обязательственное право. Проанализируйте условия заключения договоров аренды (ст. 42-46, 60, 73), купли-продажи (ст. 7, 9-12), займа (ст. 48, 89, 111), хранения (ст.122-126), поручения (ст.112), личного найма (ст. 273, 274). Устанавливались нормы оплаты труда наёмного работника, это самая ранняя дошедшая до нас попытка регулирования трудовых отношений в мировой истории. Основным способом обеспечения выполнения договорных обязательств был залог. Определите, что могло быть предметом залога (ст.114-117). Проанализируйте ст.53, 54, 59, 263, касающиеся порядка удовлетворения имущественных претензий вследствие причинения вреда.

3. Право собственности по законам Хаммурапи.

Ответ на первый вопрос связан с внешней характеристикой памятника. Его текст был найден французскими учёными в 1901 году во время раскопок города Сузы, недалеко от Персидского залива. Законник Хаммурапи состоит из трёх частей: пролога, собственно правовых норм и эпилога. В прологе обосновывается характер власти царя, данной ему богами, с целью утверждения справедливости на земле. Группировка статей в основной части документа кажется бессистемной, но при более тщательном рассмотрении выясняется, что она имеет довольно чёткую ассоциативную логику: от норм процессуального права и преступлений против правосудия законодатель переходит к нормам, которые охраняют государственное достояние, потом регулирует правовой статус имущества, которое получено от царя за службу, потом переходит мысленным взором к операциям с недвижимостью, затем – к договорам. Поскольку брак тоже считался договором, то дальше законодатель поместил нормы брачно-семейного права, которые завершаются определением наказаний за посягательство на родителей. Далее мысль законодателя движется в сторону установления различных норм уголовного права. В эпилоге именем богов Хаммурапи призывает придерживаться норм своего судебника, грозит тяжкой карой всем, кто будет их игнорировать, в том числе, и будущим правителям.

5. У Сини-Иштара было трое сыновей: двое от первого и один – от второго брака. Первая жена принесла богатое приданое, а вторая – была рабыней-бесприданицей. Обе они умерли раньше мужа. После смерти отца старшие сыновья решили лишить младшего сына наследства. В свою очередь младший сын заявил, что с них достаточно приданого их матери, а наследство отца должно перейти ему. Правомерны ли требования сыновей?

При ответе на третийвопрос необходимо учесть, что производство и торговля были хорошо развиты в древнем Вавилоне, поэтому нормы гражданского права были довольно детальными. В законах Хаммурапи, как и во многих других древних актах, нет общего понятия права собственности. Одна из крупнейших современных исследователей права Востока Н.А. Крашенинникова отмечает, что в настоящее время общепризнанной является точка зрения, согласно которой в странах древнего Востока не было частной собственности на землю в смысле свободного пользования и распоряжения ею по собственному усмотрению. Вместе с тем существовали и охранялись правом разные формы права собственности, в частности, царская, храмовая, общинная; существовало условное держание за исполнение службы (ст.6, 8, 16, 26-37).

Рассматривая седьмойвопрос и анализируя судебный процесс, необходимо отметить, что он носил обвинительный характер. Различие между уголовным и гражданским судопроизводством отсутствовало (ст. 9, 10 и др.). Определите, каковы были основания возбуждения судебного процесса, виды доказательств, применялись ли ордалии. Судебное дело считалось судьёй законченным после вынесения решения и его записи на глиняной табличке, которую было невозможно изменить (см. ст. 5). Смертная казнь и членовредительские наказания приводились в исполнение немедленно.

Занятие №1

5. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.

При ответе на второй вопрос необходимо иметь в виду особенности социальной структуры древневосточных обществ, прежде всего их сословный характер. Сословие – это группа свободного населения, которая имеет юридически определённый перечень прав и обязанностей, отличный от прав и обязанностей другой группы. Наличие сословной структуры означает господство правового неравенства членов общества. В древнем Вавилоне существовало два сословия свободного населения: авилумы и мушкенумы. По тексту законов найдите подтверждение неравенства в их положении (ст. 198-222). В законах много норм, связанных с правовым положением разных профессиональных групп воинов, торговых агентов, жриц. врачей. Выясните права и обязанности воинов, условия несения ими военной службы (ст. 26-37). Проанализируйте правовое положение различных торговых агентов (ст. 89, 102,103, 106). Определите, какие группы ремесленников существовали в древнем Вавилоне (ст.274). Особым слоём населения древнего Вавилона были рабы. Определите, какие источники рабства упоминаются в документе, какие черты объекта права и субъекта права имел раб.

Жидков О.А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963.

1. Общая характеристика законов Хаммурапи: история находки памятника, структура, принципы.

3. В браке свободной женщины и раба, который принадлежал мушкенуму, родился ребёнок. Может ли собственник раба претендовать на ребёнка?

Ильин А.В., Морозова С.А. Из истории права. СПб., 1996.

Proudly powered by WordPress